= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Концептуальные основы учения о самоорганизации < Проблемные поля синергетики < Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации < К вопросу о принципах развития системы смысла < Механизмы формирования смысла и механизмы памяти < Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Процесс самоорганизации систе - Концептуальные основы учения о самоорганизации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

К вопросу о принципах развития системы смысла


Процесс самоорганизации системы смысла лежит в основе создания автором текста художественного произведения, восприятия художественного текста читателем. При этом "принимается за аксиому обусловленность произведения действительностью (расой, позднее историей), следование произведений друг за другом, принадлежность каждого из них своему автору … Метафора же текста - сеть; если текст и распространяется, то в результате комбинирования и систематической организации элементов" (Барт 1989, 109) Когнитивной основой самоорганизации системы смысла служит рефлексия, представляющая деятельностный аспект манифестации концепта или "виды действования" (Юдин 1984, 18).


Система смысла художественного произведения характеризуется автопойэзисным [16] состоянием. По справедливому замечанию Жюля Делеза, "концепт не дается заранее, он творится, должен быть сотворен; он не формируем, а полагается сам в себе (самополагание). Одно вытекает из другого, поскольку все по-настоящему сотворенное, от живого существа до произведения искусства, способно в силу этого к самополаганию, обладает аутопойэтическим характером, по которому его и узнают. Чем более концепт творится, тем более он сам себя и полагает. Завися от вольной творческой деятельности он также сам в себе себя полагает, независимо и необходимо; самое субъективное оказывается и самым объективным" (Делез, Гваттари 1998, 21) Автопойэзисная система смысла направлена на самообновление и самосохранение посредством общения с семиотическим пространством смысла или другими системами смысла через обмен информацией. Действие механизмов автопойэзиса в системе смысла можно описать следующим образом: система организована как сеть процессов формирования динамичных концептуальных структур (свертки и развертки концептуального содержания в лингвистических средствах, манифестирующих концепт), причем элементы концептуальных структур (концепты-интерпретаторы) взаимодействуя и преобразовывая систему смысла в процессе восприятия текста возобновляют и осуществляют коды и схемы художественного восприятия, посредством которых эти концептуальные структуры опознаются воспринимающим сознанием, тем самым конституируя систему смысла данного художественного произведения как конкретное единство в пространстве смысла языка, культуры, науки, искусства. Отсюда следует, что автопойэзисная система смысла постоянно производит и воспроизводит свою собственную концептуальную организацию через свои операции как систему производства своих компонентов. Благодаря явлению автопойэзиса, художественное произведение переживает своего творца, постоянно осуществляя и подтверждая себя как самостоятельную систему смысла, для познания которой нужен уникальный набор художественных кодов и схем, который обновляется и дополняется в общем пространстве смысла языка, культуры, науки с каждым новым прочтением данного художественного текста, - я расскажу тебе то, что я думаю сейчас обо всем (в том числе и о тебе), и покажу способ меня понять, "это нелинейная ситуация открытого диалога учителя и ученика. Это ситуация пробуждения собственных сил и способностей обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития" (Курдюмов 1997, 78). Таким образом, утверждая принцип динамичной системности смысла и гибкой структурности концептуальных структур, мы не изобретаем ничего нового, а лишь расширяем онтологическую перспективу традиционного определения смысла как "конфигурации связей и отношений между разными элементами ситуации и коммуникации, которая создается или восстанавливается человеком, понимающим текст сообщения" (Шедровицкий 1995, 562).





Естественная письменная русская речь: проблемы изучения | Гендерные исследования как парадигма научного сообщества | Что такое разговорный диалог? | Типы интер­текстуальных отношений | Интер­текстуальность и массовая коммуникация | Русский язык и Московский университет | Некоторые проблемы преподавания истории с позиции гендерного подхода | Интертекст и тропы | Опыт интеграции женских и гендерных исследований | Приложения | Лексикостилистические процессы в языке литературы пореформенной России | Об эволюции в системе жанров современной русской газеты | Легитимация гендерного подхода в дисциплинах философского цикла | Подходы к изучению интертекста | Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла | К вопросу о принципах развития системы смысла | Лексико-грамматические средства реализации функций газетных заголовков





0.032 секунд RW2