= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Концептуальные основы учения о самоорганизации < Проблемные поля синергетики < Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации < К вопросу о принципах развития системы смысла < Механизмы формирования смысла и механизмы памяти < Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Беглый экскурс в религиозно-ф - Концептуальные основы учения о самоорганизации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла


Беглый экскурс в религиозно-философскую концепцию человека позволяет высветить основные положения, конституирующие художественный протокол умирания: физическое тело, описание ощущений которого (на перцептивном уровне) составляет дискурс собственно умирающего тела; сознание, дискурсивно представленное ходом мыслей человека перед смертью; фрагмент окружающего мира (в частности, интерьера), в который было "вписано" умирающее тело (зафиксированный либо сознанием умирающего, либо остраненным сознанием повествователя); душа, формирующая дискурс внетелесного бытия человека; дух, часто реализованный в тексте в виде формулы-определения высшего сущностного начала в человеке.


В литературе XIX в. Л. Н. Толстой, стремясь не только запечатлеть переход из жизни в смерть, но и уловить основные черты этого перехода, задал (опираясь на библейское и кальдероновское понимание жизни как сна) модель интерпретации оппозиции жизнь/смерть. Тема "смерти-пробуждения", проблематизирующая фатальность смерти, возникает в романе "Война и мир" в знаменитом описании смерти князя Андрея: "С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна пробуждение от жизни", - и решается в плане трансформации сознания умирающего, на собственном опыте приходящего к осознанию метафоры "смерть-пробуждение". В аналогичном свете предстает и кончина героя рассказа "Смерть Ивана Ильича": "Страха никакого не было, потому что и смерти не было. <…> "Кончена смерть, - сказал он себе. - Ее нет больше". Вынося в центр повествования сознание умирающего, Толстой тем самым противопоставляет тело его психической протяженности (в духе христианской традиции), но при этом, несмотря на выказываемый им интерес к спиритизму, не фокусирует внимание на процессе отделения души от тела:





Лексикостилистические процессы в языке литературы пореформенной России | Проблема нормы в современной устной научной речи | Язык русского фольклора: опыт интерпретации | "Женственность" текстов немецкоязычной экспериментальной поэзии | Современное русское просторечие как динамическая система | Приложения | Гендер как инструмент политологического анализа | О языке прессы в переломные времена | Тенденции развития средств современной русской публицистики | Наименования женщин по профессии в современном немецком языке | Слово Текст Язык | Жанр извинения в русской речи | Стилистическая система русского языка - 1 | Телеинтервью в дискурсе экзистенциальных ценностей | Прикладная лингвистика | Возможности применения контент-анализа документов при изучении гендерных отношений | Особенности формирования лексики русского компьютерного жаргона





0.032 секунд RW2