= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Референция в языке и тексте < Определение референции < Референция предложения < Референция текста < Референция художественного текста

Рассмотрение в качестве знака - Референция в языке и тексте - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Референция предложения

Рассмотрение в качестве знака предложения поднимает вопрос о его референционных связях. Согласно Фреге, предложение обладает двумя значениями - "истина" и "ложь", то есть соответствие или несоответствие высказанного в предложении суждения реальному положению вещей. По мысли Л. Витгенштейна, в отличие от имени, "только предложение имеет смысл", являясь выражением своих истинностных условий, имя же "обретает значение лишь в контексте предложения" (Витгенштейн 1994, 13). Если рассматривать значение такого языкового знака, как предложение, то "референту знака <…> соответствует "ситуация", "положение дел" или "факт"; экстенсионалом предложения является множество однотипных (реальных и ирреальных, возможных) ситуаций, для описания которых может использоваться данное предложение, принимающее при этом значение "истинно". Так как "факт", "ситуация" или "положение дел" предполагает наличие множества иных, связанных друг с другом фактов, ситуаций или положений дел, <…> будем говорить, что предложение истинно, по крайней мере, в одном из возможных миров, в которых данное предложение принимает значение "истинно" (Зеленщиков 1997, 190).


Интерпретируя работы Б. Рассела и Г. Фреге, можно определить сигнификат предложения как ментальную схему, фрейм или прототип описываемой ситуации: "сигнификат - пропозициональный концепт - является ментальным образованием, не зависимым от конкретного языка" (там же). Тогда аналогом денотата, будет функция представления факта или ситуации в значении предложения: "если мы говорим о фактах и их множествах как о том, в силу чего предложение может быть истинным, то мы можем говорить и о функции репрезентации факта в предложении <…>. Функция, область определения которой составляют факты, а областью значения являются предложения и соответствующие пропозициональные концепты, близка понятию пропозиции как значения (предложения) , включающего в свой состав реальные объекты и отношения. Если пространственно-временные обстоятельства использования языка заданы <…>, то денотатом произносимого предложения можно считать так называемую "сингулярную" пропозицию, связывающую заданный конкретный факт с обозначающим его предложением высказыванием, пропозицию, представляющую данный факт в используемом предложении" (там же, 190-191).





Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации | Подходы к изучению интертекста | Национальная идентичность в аспекте отношений метрополии и диаспоры | Литература. Научные работы | Язык русского фольклора: опыт интерпретации | "Женственность" текстов немецкоязычной экспериментальной поэзии | Референция художественного текста | Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности | Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в. | Лингвостилистическая норма в аспекте компьютерных технологий | Функции интертекста | Типы мотивированности антропонимов в детской речи | Терминологический спектр стилистики художественной литературы | Тезисы выступлений - 2 | Телеинтервью в дискурсе экзистенциальных ценностей | Гендер как инструмент политологического анализа | Проблемные поля синергетики





0.027 секунд RW2