= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Референция в языке и тексте < Определение референции < Референция предложения < Референция текста < Референция художественного текста

Референция в языке и тексте - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Определение референции

Обращение к исследованию концептов русской ментальности, понимаемой как творческий процесс строительства знаний о мире, в свою очередь, провоцирует и обращение к одному из дискуссионных вопросов литературной теории и критики - вопросу референции, т.е. соотношения языковых знаков и внетекстовой реальности. Многие исследователи считают необходимым для читателя или интерпретатора установление референциальных отношений, обусловливающих переход от мира текста (фикциональной репрезентации) к реальному миру, что, между тем, вовсе не означает оценки произведения искусства с точки зрения его правдивости в изображении жизни. Неприменимость к искусству понятий истины и лжи - факт общеизвестный, признаваемый как сторонниками, так и противниками идеи референциальности литературы . Противники референциального подхода к литературному произведению, связывая понятие референции с мимесисом (репрезентацией аспектов конкретно-чувственной деятельности в литературе и искусстве), пытаются, в свою очередь, полностью изгнать понятие референции из анализа художественного текста. Внетекстовая референция в исследованиях подобного рода оказывается вытесненной референцией второго порядка - внутритекстовыми связями, а "словесные данности социолекта" (Риффатерр1997, 6) получают статус эксплицитно или имплицитно присутствующих в тексте пресуппозиций.


По одному из существующих определений, "референция - это отношение актуализованного, включенного в речь имени или именного выражения (именной группы) к объектам действительности" (Арутюнова 1982, 6), или, по ставшему крылатым выражению, "способ зацепить высказывание за мир" (там же, 18). Наличие трех типов отношений, на которые может опираться конкретная референция - обозначения, или денотации, именования, или номинации, и указания, - обусловило существование трех разновидностей теорий референции: семантические теории (референция обеспечивается значением); номинативные (референция обеспечивается отношением именования) и дейктические (референция заключается в указании на предметы) (там же). Несмотря на определенные разногласия, исследователями был выработан ряд базовых понятий теории референции , одно из которых - экстенсионал - означает совокупность или множество референтов языкового знака, т.е. конкретных объектов внешнего мира, к которым приложим знак в процессе своего актуального или потенциального использования. При этом "важно не столько актуальное, физическое существование объекта-референта, сколько наличие самого узла в системе, в котором "собраны" все необходимые ограничения, накладываемые на внешний объект" (Зеленщиков 1997, 185).


Возможность физического несуществования объекта-референта обусловлена онтологически: "референция, в отличие от семантики, имеет дело не с пространственной определенностью вещи, а с л о г и ч е с к о й о п р е д е л е н н о с т ь ю. Так же, как и категория "личности-безличности" в семантике, референция может градуироваться по определенности, но при этом результатом будет та или иная степень возможности и д е н т и ф и ц и р о в а т ь вещь или лицо, о которых идет речь" (Степанов 1998, 659). Как считает Степанов, по линии референции освоение мира человеком происходит от ближнего пространства к более дальнему, приводя, в результате, к созданию ментального, логического мира. Наличие в грамматике всех индоевропейских языков трех систем указаний, дейксиса - "Я-дейксис", "Ты-дейксис" и "Он- или Оно-дейксис", - послужило отправным пунктом для рассмотрения Степановым пространства ментального мира как трехчленной структуры: референционное пространство 1-го лица, говорящего; 2-го лица, слушающего, и 3-го лица, удаленное от непосредственных собеседников пространство, в котором формируются наиболее абстрактные экзистенциональные предложения, приобретающие безличную форму (там же, 659-660). Таким образом, в отличие от пространства семантики, мыслимого "именно как видимое пространство, в котором размещены "вещи", пространство референции - это ментальное, "идеальное" пространство: в результате выделения в семантическом пространстве некоторого ядра - концепта 'место' - и расширения в пространстве "своего" мира его черты "распространяются на все более далекие пространства, а затем, когда физическое освоение за дальностью пространства становится невозможным, освоение продолжается мысленно, путем переноса, экстраполяции уже известных параметров на все более отдаленные расстояния" (Степанов 1998, 662).





Частицы как показатель специфики внутринациональных речевых культур | Карта сайта | Система смысла как междисциплинарный объект | Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне | Лингвостилистическая норма в аспекте компьютерных технологий | Механизмы формирования смысла и механизмы памяти | Женская Учительская школа Максимовича - | Смысл в диалектике субъект-объектных отношений | Референция предложения | Тенденции развития средств современной русской публицистики | Прикладная лингвистика | Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в. | Стилистика XXI века | Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла | Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации | Подходы к изучению интертекста | Лексикостилистические процессы в языке литературы пореформенной России





0.626 секунд RW2