= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Референция в языке и тексте < Определение референции < Референция предложения < Референция текста < Референция художественного текста

Обращение к исследованию конце - Референция в языке и тексте - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Определение референции

Обращение к исследованию концептов русской ментальности, понимаемой как творческий процесс строительства знаний о мире, в свою очередь, провоцирует и обращение к одному из дискуссионных вопросов литературной теории и критики - вопросу референции, т.е. соотношения языковых знаков и внетекстовой реальности. Многие исследователи считают необходимым для читателя или интерпретатора установление референциальных отношений, обусловливающих переход от мира текста (фикциональной репрезентации) к реальному миру, что, между тем, вовсе не означает оценки произведения искусства с точки зрения его правдивости в изображении жизни. Неприменимость к искусству понятий истины и лжи - факт общеизвестный, признаваемый как сторонниками, так и противниками идеи референциальности литературы . Противники референциального подхода к литературному произведению, связывая понятие референции с мимесисом (репрезентацией аспектов конкретно-чувственной деятельности в литературе и искусстве), пытаются, в свою очередь, полностью изгнать понятие референции из анализа художественного текста. Внетекстовая референция в исследованиях подобного рода оказывается вытесненной референцией второго порядка - внутритекстовыми связями, а "словесные данности социолекта" (Риффатерр1997, 6) получают статус эксплицитно или имплицитно присутствующих в тексте пресуппозиций.


По одному из существующих определений, "референция - это отношение актуализованного, включенного в речь имени или именного выражения (именной группы) к объектам действительности" (Арутюнова 1982, 6), или, по ставшему крылатым выражению, "способ зацепить высказывание за мир" (там же, 18). Наличие трех типов отношений, на которые может опираться конкретная референция - обозначения, или денотации, именования, или номинации, и указания, - обусловило существование трех разновидностей теорий референции: семантические теории (референция обеспечивается значением); номинативные (референция обеспечивается отношением именования) и дейктические (референция заключается в указании на предметы) (там же). Несмотря на определенные разногласия, исследователями был выработан ряд базовых понятий теории референции , одно из которых - экстенсионал - означает совокупность или множество референтов языкового знака, т.е. конкретных объектов внешнего мира, к которым приложим знак в процессе своего актуального или потенциального использования. При этом "важно не столько актуальное, физическое существование объекта-референта, сколько наличие самого узла в системе, в котором "собраны" все необходимые ограничения, накладываемые на внешний объект" (Зеленщиков 1997, 185).





Гендерные исследования как парадигма научного сообщества | Лексико-грамматические средства реализации функций газетных заголовков | Типы интер­текстуальных отношений | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | Референция предложения | Лингвостилистическая норма в аспекте компьютерных технологий | Референция текста | Гендер как инструмент политологического анализа | Частицы как показатель специфики внутринациональных речевых культур | Опыт интеграции женских и гендерных исследований | Гендерный подход к изучению истории российской многопартийности | Литература. Научные работы | Некоторые проблемы преподавания истории с позиции гендерного подхода | Из фондов научной библиотеки ТвГУ: | Женская Учительская школа Максимовича - | Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации | О риторической структуре текстов малого жанра





0.029 секунд RW2