= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Смысл и концепт в аспекте системной организации < Система смысла как междисциплинарный объект < Двойственная природа концепта < Смысл в диалектике субъект-объектных отношений < Топологическая модель системы смысла < Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла

Действительность смысла облад - Смысл и концепт в аспекте системной организации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Топологическая модель системы смысла


Действительность смысла обладает пространством и временем и отнюдь не является только метафорой и даже не только познавательной моделью. Логическим категориям мышления человека свойственна пространственная структура, разворачивающаяся во времени, как это продемонстрировали когнитивисты. Бессознательное же, отвечающее за чуждую логике ассоциативность мышления, также имеет топологическую пространственную структуру. Метафора пространства получила прочные методологические основания в когнитивной лингвистике и психологии, постулирующих антропоцентричность познавательных процессов, выраженную в пространственной природе познания и мышления. В когнитивной лингвистике в качестве механизмов развития концептуальных структур рассматривают образ-схемы [7], т.е. "повторяющийся динамический образец наших процессов восприятия и наших моторных программ, который придает связность и структуру нашему опыту" (Johnson 1987, 16). В качестве примера Лакофф приводит схему "вместилища", понятие границы, отделяющей внутреннюю часть от внешней, которое неразрывно связано с телесным опытом человека, ощущающего себя как объект внутри или во вне некоего пространства (Ченки 1996, 70). Чейф, Лакофф, Лангакер и Джонсон предполагают, что образ-схематические понятия, осознаваемые в структурированном виде, в процессе мышления применяются к абстрактным понятиям и опыту. В когнитивной психологии (Найссер 1981, Величковский 1982), когнитивная схема выступает главной единицей восприятия, следом, оставленным в памяти воспринятым явлением, включающим наиболее информативные, существенные признаки. Понятие схемы включает в себя не только план сбора и переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органами чувств, но и их взаимосвязи друг с другом, представляющие динамическую систему схем. Так что, когда, например, говорят о пространстве семантического поля языка, как о некоей сложной геометрической фигуре, в которую могут быть эксплицированы все лексические единицы, эта модель отвечает потребностям человеческой психики и языкового мышления - оперировать категориями пространства, поскольку и сама жизнь в простейших биологических проявлениях, и становление сложного организма сознания начинаются "с хаотической активности, своеобразных флуктуаций, общий смысл которых состоит в определении границы пространств: внутреннего и внешнего" (Кудрявцева 1997, 102). Эволюция концептуальных структур заставляет обращаться ко все более изощренным геометрическим моделям. Концепты рассматриваются, например, как "абсолютные поверхности или объемы, формы, не имеющие иного объекта, кроме неразделимости отличных друг от друга вариаций" (Делез, Гваттари 1998, 33).





Сервис | О языке прессы в переломные времена | Проблема интеграции гендерных исследований в преподавание правовых дисциплин | Литература. Научные работы | Стилистическая система русского языка - 1 | Национальная идентичность в аспекте отношений метрополии и диаспоры | Подходы к изучению интертекста | К вопросу о функциональностилистическом статусе судебной речи | Слово Текст Язык | "Женственность" текстов немецкоязычной экспериментальной поэзии | Успешно !!! | Некоторые проблемы преподавания истории с позиции гендерного подхода | Можно ли говорить о мемуарном жанре? | Методические рекомендации к видеофильмам | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | Женская Учительская школа Максимовича - | Что такое разговорный диалог?





0.028 секунд RW2