Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Смысл и концепт в аспекте системной организации < Система смысла как междисциплинарный объект < Двойственная природа концепта < Смысл в диалектике субъект-объектных отношений < Топологическая модель системы смысла < Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла

Смысл и концепт в аспекте системной организации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Смысл в диалектике субъект-объектных отношений

Изучение смысла как динамичной системы, организованной на основе гибких концептуальных структур, оправдано диалектикой субъект-объектных отношений в рамках постнеклассической познавательной модели: человек в процессе познания "находится не вне изучаемого объекта, а внутри него. Он всегда лишь часть, познающее целое" (Моисеев 1993, 65), из чего логически следует и транссубъективность метода познания современного науки: "в объектах нашего знания мы находим самих себя, и, следовательно, ученый сам является источником тех универсальных законов, которые он открывает в природе" (Пригожин, Стенгерс 1986a, 136). Процесс понимания, восприятия, мышления развивается в диалектике смысловых полей говорящего и слушающего, субъекта и объекта познания, текста как адресанта и читателя как адресата. Сложность задачи лингвиста состоит в том, что, исследуя смысл текста, он исследует и самого себя.


Единство познающего и познаваемого особенно ярко проявляется в слове, в котором разрешается познавательный процесс, сливаются и уравновешиваются две энергии - реальности и познающего субъекта: "слово - есть онтологическая изотропа", совмещающая познающего и познаваемого (Флоренский 1990, 17). Вместе с тем абсолютная передача мысли оказывается невозможной, поскольку невозможно совпадение смысловых полей "замкнутых в себе личностей" (Потебня 1990, 137). Поэтому осмысляющее чтение текста связывается с процессом производства его конвариантной копии: сознание, интерсубъективные механизмы сообщества редуплицируют смыслы, понятия представления (Тищенко 1997). Это утверждение подтверждается и современными разработками нейрофизиологии, например, в голографической концепции Карла Прибрама. Мозг с помощью нежестких механизмов формирует центры восприятия не путем их жесткого задания, а в процессе итераций (научения), что и позволяет воспроизвести модель работы сознания на основе взаимоотношений голографически организованных реальностей. Мозг непрерывно редуплицирует - сворачивает и разворачивает устойчивые связи, ассоциации, результаты обучения, производя этим самым распознание образов, формируя, самоорганизовывая устойчивые рефлексивные сети (Прибрам 1989, 135). Процессу редупликации обязаны своим становлением и бытием и логические и художественные концепты, поскольку он в равной мере имеет свои основания как в сознании, так и в бессознательном. Процесс редупликации есть реализация индивидуальной творческой потенции человека. Соотношение же индивидуального и коллективного в структуре концепта объясняет его архетипическую природу.


Индивидуализация как процесс психического развития индивида, по мнению К.Г. Юнга, идет путем ассимиляции сознанием содержаний личного или коллективного бессознательного, архетипов. Архетипы "действуют как упорядочивающие операторы и формирующие факторы и одновременно исполняют роль того самого искомого моста между чувственным восприятием и идеями" (Паули 1975, 138). Конечной целью этого процесса является достижение личной целостности и неповторимости (Руткевич 1988). Создание ковариантной копии текста при осмысляющем чтении мотивируется тем же процессом конструирования смысла, суть которого состоит в осознании, развертке концептуальных структур, их последующей возможной модификации и свертке уже модифицированных концептуальных структур. При этом признаком сознания считается то, что благодаря ему перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций.


В качестве иллюстрации архетипической природы концептуальной структуры рассмотрим концепт дом. Первым примером послужит фрагмент текста из исследований К. Г. Юнга, в котором автор описывает свое архетипическое переживание.


"Я находился один в незнакомом двухэтажном доме. Это был "мой дом". Я оказался на верхнем этаже, там было что-то вроде квартиры с прекрасной старой мебелью в стиле рококо … потом мне пришло в голову, что я еще не был внизу. Спустившись по ступенькам я попал на первый этаж. Здесь все было много старше и я понял, что эта часть дома существует с 15 или 16 века … Я переходил из комнаты в комнату и думал: "Я должен обойти весь этот дом". Я обнаружил каменную лестницу, которая вела в подвал. Спустившись по ней, я очутился в красивом старинном сводчатом зале … стены были построены еще при римлянах … Я исследовал каменные плиты пола: в одной из них я нашел кольцо … плита приподнялась и я снова увидел каменную лестницу, узкие ступени которой вели в глубину. Я спустился вниз и очутился в низкой пещере. Среди толстого слоя пыли, на полу, лежали кости и черепки, словно останки какой то примитивной культуры" (Юнг 1996, 163-164).


В приведенном тестовом фрагменте можно наблюдать процесс формирования художественной концептуальной структуры дом. Система смысла формируется на основе последовательного метафорического включения концептов-интерпретаторов, что имеет и четкую лексическую экспликацию в тематическом слове (квартира, комнаты, зал, подвал, пещера), манифестирующем развертку динамичной структуры концепта как "зачаточный акт к возможным операциям над конкретностями". Концепт манифестируется и образом движения сверху - вниз, метафорически соотнесенного с образом познания, узнавания собственного "я". Таким образом, концепт дом обладает не устойчивой, а динамичной структурой, которая терминологически определяется скорее как узнавание дома, познание. В деятельностном аспекте манифестация концепта дом, выражена в том, что свои последующие исследования в области гностицизма, концептов алхимии Юнг свяжет с познанием "нижних этажей" своего сознания, которое в ряде метафор он сопоставляет с домом, а также в том, что он своими руками в течении нескольких лет будет строить свой дом, придавая каждому этапу строительства психологический смысл, лингвистически эксплицированный в ряде научных текстов. Таким образом, и в научном познании мира и в художественном творчестве концепт выполняет функции конструкции познания - "как бы мы ни интерпретировали реальность, ей всегда соответствует некая активная мысленная конструкция" (Пригожин, Стенгерс 1986a, 101). Структура концепта дом служит и моделью познания и революционного преобразования системы социального устройства, например, в марксизме. В отличие от образа движения как познания и строительства, лежащего в основе концепта дом у Юнга, в марксизме образ движения метафорически расширяется в разрушении дома, с целью уничтожения архаичных "этажей" общественного устройства и строительства на их основе нового общественного здания. Деятельностный аспект манифестации марксисткой концептуальной структуры получил более чем широкое историческое обоснование и лингвистически эксплицирован в виде застывших концептуальных структур в огромном корпусе текстов. Наконец, в современных нам текстах образ движения, лежащий в основе концепта, воплощен в перестройке, чем-то вроде аварийного капитального ремонта обветшавшего социального здания, а также поиске его внутренней структуры и поиске его хозяина, что находит достаточно яркое выражение в предвыборном тексте. Например, в тексте предвыборной кампании губернатора концепт дом оказывается основным концептом-интерпретатором объекта власти, города, например, город-дом, наш общий дом, наш Дом, большой дом, здание, здание нового Петербурга. Соответственно поиск адекватного концепта для обозначения субъекта власти в системе смысла предвыборного текста манифестируется в аттракции [6] лексических единиц к концептуальной структуре хозяин, например, хозяин города, хозяйственник, хозяйственник-управленец, руководитель-хозяйственник, губернатор-хозяйственник, красный "хозяйственник", хозяйственник в сантехническом смысле, завхоз, мэр-завхоз и т.д., и противопоставляется концептуальной структуре политик, например, политический деятель, Мэр-политик, страстный трибун, лицедей-профессионал, мэр-конферансье, специалист по презентациям, Светский Лев и т.д. Развивая идею В.В. Налимова, отношения текста и читателя можно рассматривать и как отношения взаимного прочтения, взаимной интерпретации, поскольку читатель - "это прежде всего интерпретирующий себя текст. Этот текст еще и способен к самообогащению, к тому, чтобы стать многомерным. Этот текст способен к агрегированию себя с другими текстами. Этот текст нетривиально связан со своим носителем - телом, а в случае гиперличности - со многими телами. Это самочитаемый текст, текст способный изменять себя" (Налимов 1989, 204).






Методические рекомендации к видеофильмам | Тенденции развития средств современной русской публицистики | Особенности современной печатной рекламы (параграфемный аспект) | Конференции | Успешно !!! | Женские и гендерные исследования в США | Гендерные методы в преподавании | Естественная письменная русская речь: проблемы изучения | Легитимация гендерного подхода в дисциплинах философского цикла | Функции интертекста | О риторической структуре текстов малого жанра | Участницы(ки) Тверской конференции | Определение референции | Механизмы интер­текстуальности | Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла | Референция текста | Тезисы выступлений - 3





0.030 секунд RW2