Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Концептуальные основы учения о самоорганизации < Проблемные поля синергетики < Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации < К вопросу о принципах развития системы смысла < Механизмы формирования смысла и механизмы памяти < Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Множественность и противоречи - Концептуальные основы учения о самоорганизации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Проблемные поля синергетики


Множественность и противоречивость концептуальной картины мира современной науки в сочетании с принципом исследовательского самоограничения принимаются за онтологическую основу познания в синергетике [9] - учении о взаимодействии и самоорганизации. Междисциплинарные исследования, использующие методы синергетики, позволяют по-новому оценить результаты открытий как в рамках естественнонаучного знания, так и в науках о человеке, обществе, поскольку синергетика "ищет общие принципы эволюции мира" ( Князева, Курдюмов 1994, 63).


В рамках синергетических исследований объектом естественнонаучного знания стали проблемы, традиционно изучаемые в гуманитарных науках (Пригожин, Стенгерс 1986b, Пригожин 1991). Модель языка в единстве структуры и динамики реконструируется в работе Р. Кехлера (Kohler 1993). Э. Янч в своей работе приводит оригинальную концепцию синтеза естественных и гуманитарных наук (Jantsch 1992). Г. Хакен исследует процессы мышления и восприятия (Haken 1988, 1991, 1996). Общие вопросы эволюции человечества и форм научного мышления исследуются в работах Н.Н. Моисеева (1987, 1989, 1990, 1993). Онтологическому и эпистемологическому осмыслению методов концептуального аппарата синергетики и его применению в гуманитарных дисциплинах посвящены работы Князевой (1991, 1993, 1994, 1995, 1997), С.П. Курдюмова (1991, 1993, 1997).


Развитие новой познавательной модели связано со становлением соответствующего концептуального аппарата. Язык синергетики кажется непроницаемым для ученых гуманитарного профиля, так как оперирует понятиями, пришедшими из естественнонаучного цикла. Однако первое впечатление обманчиво. Ряд идей синергетики, например таких, как динамичная структурность, открытость, нелинейность языковой системы, уже давно разрабатывается лингвистами и служит источником интересных гипотез. Формируя свой категориальный аппарат, синергетика пытается установить закономерности, отражающие специфику нового мировидения, поскольку, "в условиях нарастающих темпов изменений в мире, свидетелями которых мы являемся, трудно говорить о стационарных структурах, об устойчивых, неизменных образованиях как о чем-то лежащем в основе мироздания" (Курдюмов 1991, 166-167).






К вопросу о функциональностилистическом статусе судебной речи | Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности | Гендерный подход к изучению истории российской многопартийности | Тезисы выступлений - 2 | Тенденции развития средств современной русской публицистики | Определение референции | Лингвостилистическая норма в аспекте компьютерных технологий | Русский язык и Московский университет | Частицы как показатель специфики внутринациональных речевых культур | Подходы к изучению интертекста | Типы интер­текстуальных отношений | Социальное и профессиональное в речи "новых русских" | Терминологический спектр стилистики художественной литературы | Что такое разговорный диалог? | Народно-литературные афоризмы как особый жанр современной русской речи | Стилистика XXI века | Рекомендации для организаторов учебных программ по женским и гендерным исследованиям





0.041 секунд RW2