Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Стилистическая система русского языка - 3 < Стилистика XXI века < Об эволюции в системе жанров современной русской газеты < Русский язык и Московский университет < Проблема нормы в современной устной научной речи < Жанр извинения в русской речи < Частицы как показатель специфики внутринациональных речевых культур < Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне < Современное русское просторечие как динамическая система < Подходы к исследованию произносительных особенностей дискурса < Что такое разговорный диалог? < Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр < Народно-литературные афоризмы как особый жанр современной русской речи

Стилистическая система русского языка - 3 - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне

Л. Л. Фёдорова


Российский государственный гуманитарный университет


компьютерный жаргон, интерференция, фонетическое, семантическое освоение, языковая игра


Summary. The subject deals with the phenomena of interference in the russian computer slang, of language game


Одной из черт современного состояния русского языка является усиление роли англоязычных элементов. Английский проникает в основном через профессиональные подъязыки и жаргоны, прежде всего через компьютерный жаргон. Освоение профессиональной компьютерной лексики осуществляется путем интерференции, т. е. наложения двух языковых систем: английской на русскую. При этом происходит проникновение "волн", исходящих из английского языка, в "сети", заданные системой русского языка; в процессе этого контакта английский выступает как суперстрат, или языклексификатор, а русский как субстрат. Этот процесс охватывает разные уровни языка. "Волны", исходящие из английского, распределяются на два потока: один идет через фонетику, т. е. освоение английского слова происходит через его звуковую форму, другой поток идет через семантику, т. е. непосредственно через содержание, не затрагивая исходную звуковую оболочку языковой единицы.


Особенностью компьютерного жаргона являются игровые приемы формирования его единиц. Поскольку носителем жаргона выступает в первую очередь молодежь, людическая функция жаргонного словоупотребления выдвигается на первый план. Так, наряду с традиционными способами фонетического освоения иностранных слов - через транскрипцию, т. е. с ориентацией на произношение языкаисточника (например, бейсик - Basic, виндоуз - Windows, гейм - game), или через транслитерацию - с ориентацией на орфографию (гама - game, гамовер - Game Over), используются и игровые способы: через графическое сближение с русским алфавитным прочтением - здесь уже осуществляется интерференция графических систем взаимодействующих языков, например: Васик (Basic), зухель


(Zyxel - "модем фирмы Zyxel"). Вариантом последнего случая можно считать набор английской аббревиатуры русскими буквами, когда кодовое соответствие задано клавишей компьютера (PLS - ЗДЫ, RE от reply - КУ).


Обычно этап фонетического освоения влечет за собой и следующий этап - грамматическое освоение. При этом происходит включение лексемы в русскую словоизменительную парадигму. Однако вовсе не всегда происходит полное морфологическое оформление. Некоторые существительные могут до поры до времени сохраняться в несклоняемой форме, например Интернет.


Процесс освоения английской языковой единицы можно представить на схеме.


Полное грамматическое освоение предполагает заполнение словообразовательного гнезда, в которое встраивается "перелетная" лексема (даже от несклоняемых существительных возможно образование прилагательных: интернетовские сайты).


Наиболее ярко процесс интерференции проявляется на этапе семантического переосмысления лексемы. Здесь включаются механизмы каламбура - звукового переноса, производящие сближение исходной единицы с семантически не связанной с ней русской. Например: девица (от device), сорриться (от sorry), батон (от button), думать (от DOOM), квакать (от QUAKE), Голый дед (от GOLD EDIT), брякпойнт (от breakpoint) и т. п.


Возможен и принципиально иной путь освоения английской языковой единицы, независимый от ее звукового облика. Здесь в игру вступает ее план содержания. Возможны следующие механизмы интерференции: словообразовательное калькирование (междумордие - от Interface, мелкомягкие - от Microsoft) и семантическое калькирование (Воротов - от Gates, окошки - от Windows, мышь - от Mouse). Процесс семантического калькирования дополняется развитием сети синонимических наименований, например: окошки - форточки, стекла, ставни; мышь - хвостатая, мыша, мышатина, крыса.


АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК


I. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ


1. Транскрипция


2. Транслитерация


3. Графическое сближение


II. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ


1. Морфологическое оформление


2. Словообразовательное расширение


III. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ


на основе звукового или графического переноса


IV. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ


1. Словообразовательное калькирование


2. Семантическое калькирование


3. Собств. квалиф. номинация


4. Собств. образная номинация


V. СИНОНИМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ


РУССКИЙ ЯЗЫК


Таким образом, как видно из схемы, процесс интерференции охватывает разные уровни языка и характеризуется на них различной интенсивностью. Английские лексемы, попадая в сети русской языковой системы, используются как материал для игровых преобразований.






Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне | Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в. | Методические проблемы включения гендерной проблематики | Тезисы выступлений - 1 | О риторической структуре текстов малого жанра | Русский язык как средство международного общения | Стилистическая система русского языка - 1 | Концептуальные основы учения о самоорганизации | Стилистическая система русского языка - 2 | Тезисы выступлений - 3 | Наименования женщин по профессии в современном немецком языке | Народно-литературные афоризмы как особый жанр современной русской речи | Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации | Референция в языке и тексте | Гендерный подход в преподавании курса "История России" | Типы интер­текстуальных отношений | Участницы(ки) Тверской конференции





0.030 секунд RW2