= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Смысл и концепт в аспекте системной организации < Система смысла как междисциплинарный объект < Двойственная природа концепта < Смысл в диалектике субъект-объектных отношений < Топологическая модель системы смысла < Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла

Смысл текста исследуется в св - Смысл и концепт в аспекте системной организации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Система смысла как междисциплинарный объект


Смысл текста исследуется в связи с особой иерархией внутритекстовых элементов, организующих структуру концепта. К их числу относятся принципы выдвижения И. В. Арнольд, - конвергенция, параллелизм, сцепление [2], повтор, обманутое ожидание, основная функция которых состоит в "выдвижении особо важных частей сообщения", придании тексту структурности, установлении иерархии смыслов, а также в установлении связи между элементами и целым, создании избыточности, защищающей сообщение от помех" (Арнольд 1974, 44). В аспекте коммуникации рассматривают также лингвистические единицы системы информационно-смыслового и прагматического уровней и подуровней текста, которые определяют соответственно аспект передачи информации в акте коммуникации и аспект воздействия (Колшановский 1975, 140). Логическое продолжение эта идея находит в работах Н. С. Болотновой; по ее мнению, лингвистические единицы разных уровней текста "стимулируют элементы сознания воспринимающего текст субъекта (кванты знания), приобретая статус смыслов разных рангов и уровней обобщения. В проекции на структурную организацию текста разноуровневые речевые единицы коррелируют в сознании читателя с разными элементами информативно-смыслового и прагматического уровней" (Болотнова 1992, 58). Помимо текстовых элементов, выделяют и внетекстовые элементы, обусловливающие структуру смысла. К этой экстралингвистической действительности смысла относят "внетекстовый контекст" [3] художественного произведения (Бахтин 1979, 369), "совокупность исторически сложившихся художественных кодов" (Лотман 1970, 65).





Референция в языке и тексте | Художественная литература | Смысл в диалектике субъект-объектных отношений | Гендерный подход к изучению истории российской многопартийности | Частицы как показатель специфики внутринациональных речевых культур | Гендерные методы в преподавании | Карта сайта | Список используемых источников | Типы мотивированности антропонимов в детской речи | Механизмы интер­текстуальности | Литература. Научные работы | Опыт интеграции женских и гендерных исследований | Тенденции развития средств современной русской публицистики | Женская Учительская школа Максимовича - | Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности | Синтаксис и политика: о неполных и эллиптических предложениях | Образ современного русского телезрителя по данным обращенных к нему текстов





0.023 секунд RW2