Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Гендерные методы в преподавании < Программа конференции < Участницы(ки) Тверской конференции < Тезисы выступлений - 1 < Тезисы выступлений - 2 < Тезисы выступлений - 3 < Приложения = Тезисы выступлений - 2 = Гендер как инструмент политологического анализа = Некоторые проблемы преподавания истории с позиции гендерного подхода = Легитимация гендерного подхода в дисциплинах философского цикла = Проблема интеграции гендерных исследований в преподавание правовых дисциплин = Возможности применения контент-анализа документов при изучении гендерных отношений

Тезисы выступлений - 2 - Гендерные методы в преподавании - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Проблема интеграции гендерных исследований в преподавание правовых дисциплин

общая характеристика


Анна Бородина


Тверской центр женской истории и гендерных исследований


Как показывает практика, преподавание правовых дисциплин в ракурсе гендерных отношений, а тем более, с феминистских позиций пока ещё не стало повсеместно распространённым явлением . Это можно объяснить несколькими причинами.


С одной стороны, гендерные исследования и связанная с ними терминология ещё только начинают устанавливаться в российском научном и университетском дискурсах. С другой стороны, гендерные отношения, как правило, являются предметом исследования и преподавания для представителей общественных наук - в первую очередь, социологов, культурологов, политологов, антропологов, философов, психологов, филологов, историков . Юристы же пока ещё практически не сказали своего слова . Отметим, что юридическая наука, благодаря таким исследовательницам, как С.В.Поленина , Л.В.Корбут и некоторым другим, постепенно стала обращать внимание на вопросы правового статуса женщин и девочек, их прав как прав человека , а также на проблемы дискриминации женщин, отсутствия равных возможностей при декларации равных прав, насилия в отношении женщин и девочек. Эти вопросы становятся неотъемлемой частью международного и внутреннего права, что должно неминуемо отражаться и на преподавании соответствующих дисциплин и доктрин. В связи с этим возникает вопрос подготовки и переподготовки преподавателей-юристов и разработки соответствующих курсов и учебных программ для юридических факультетов и институтов (что, кстати, могут взять не себя уже существующие программы и университетские центры женских и гендерных исследований). Но это возможно, в том числе, и при наличии фактора заинтересованности (мотивированности) преподавателей и правоведов в гендерной проблематике в применении к праву.


Юридическая наука небезосновательно считается во всём мире одной из самых традиционных и консервативных дисциплин, в силу своего сопротивления новым и "нетрадиционным" подходам и методикам, особенно пришедшим из других общественных наук. Однако уже со второй половины 1990-х гг. в публикациях некоторых специальных журналов, как, например, "Государство и Право", появляются намёки на "кризис жанра" в правовой науке и размышления о поиске путей его преодоления , а также о необходимости изменений в подготовке будущих юристов . Тем не менее, идея о возможной интеграции гендерных исследований в право как науку и его преподавание пока ещё нигде не прозвучала. С моей точки зрения, в перспективе можно говорить о плодотворном взаимовыгодном сотрудничестве юриспруденции, теории и философии права и гендерных исследований путём интеграции последних в правовую науку. Во-первых, рассмотрение права и связанных с ним вопросов как предмета исследования способствует расширению, обогащению и документированию научно-практической (эмпирической) базы гендерных исследований: ведь роль права в урегулировании общественных (гендерных) отношений весьма высока. С одной стороны, право фиксирует уже сложившиеся, ранее существующие отношения и их иерархию, но, с другой стороны, само право как дискурс эти отношения формирует . На протяжении веков обычное, каноническое и позитивное право в своих категориях в целом отражало и закрепляло механизм властных отношений, механизм власти мужчины над женщиной, её подчинение мужчине и "неполноценную" правосубъектность, - возводя тем самым такое отношение к женщине со стороны мужчины в ранг закона, в ранг нормы, санкционированной государством, церковью или обычной практикой. Это проявилось в гендерной дискриминации, неравенстве гендерных отношений, гендерной иерархии и сегрегации, с чем мы и сталкиваемся в настоящее время.


Во-вторых, для развития юридической науки и юридического образования выявление и изучение гендерных аспектов права и сами гендерные и/или феминистские исследования, как показывает зарубежная практика, могут сыграть немаловажную роль: уже в конце 1970-х гг., осознавая определённую стагнацию "традиционной" юриспруденции и, главным образом, высшего юридического образования, в ряде стран Европы и Америки (например, во Франции, Германии, Великобритании, США) специалисты-правоведы заговорили о критических правовых исследованиях, которые сейчас занимают большое место в западной правовой науке. Представители этого направления высоко оценивают вклад гендерных и/или феминистских исследований в его развитие и в создание "альтернативного" юридического образования. Как отмечают специалисты, "одной из основных причин, объясняющих жизнеспособность феминизма в критических правовых исследованиях, является его способность не только указать [студентам-юристам], что необходимо, но и что можно сделать" для изменения права и правовой ситуации в отношении конкретных групп населения.


Каким же образом можно осуществить подобную интеграцию? На мой взгляд, как минимум, двумя путями. Один их них предполагает введение обзорного курса, например, "Гендер и право", как на юридических факультетах (к примеру, в рамках курсов по выбору), так и в центрах женских и гендерных исследований в режиме межфакультетского, междисциплинарного семинара (в смешанных группах). Подобный курс знакомит слушателей с основными концепциями и терминологией гендерных исследований и очерчивает приблизительный круг тем, в которых гендерные аспекты права наиболее выпуклы . Второй способ предполагает "смещение акцентов" в преподавании "традиционных" отраслевых и теоретических юридических дисциплин, входящих в обязательную программу юридических факультетов и институтов, рассмотрение их в том числе с феминистских позиций, под углом зрения иерархии гендерных отношений и власти в обществе. Отмечу, что и в первом и во втором случаях важная роль отводится феминистской юриспруденции - своего рода "квинтэссенции" союза права и гендерных/феминистских исследований: во-первых, при всём разнообразии своих направлений, феминистская юриспруденция даёт представление о специфике гендерных отношений применительно к правовой науке и практике, характеризует правосубъектность женщин и мужчин и различных гендерных категорий субъектов права, выявляя "неполноценную", "неполную" или "ущербную" правосубъектность женщины. Во-вторых, присущее ей разнообразие направлений (в частности, марксизм, либерализм, постструктурализм/постмодернизм, социальный конструктивизм и др.) предлагает знакомство и критическое осмысление этих направлений в праве. В-третьих, феминистская юриспруденция впитала в себя идеи, методы и подходы других общественных дисциплин, в частности, философии, социологии, психологии, антропологии и т.п., то есть она представляет собой один из вариантов синтеза и диалога дисциплин, о котором идёт речь в современных дискуссиях о развитии правовой науки. В-четвёртых, феминистская юриспруденция, на мой взгляд, может способствовать ознакомлению и адекватному восприятию юристами феминизма (феминизмов), его подходов, идеологии и методологии. В-пятых, феминистские, женские и гендерные исследования и программы наработали педагогический опыт работы со студентами, построенной не на иерархичном методе властного монолога, а на диалоге и попытке взаимопонимания: методология феминистской юриспруденции (как одного из направлений критических правовых исследований) учит студентов критически подходить к интерпретации учебных текстов и законов, направляя студентов к активному восприятию права и, по возможности, непредвзятому правотворчеству.


Я полагаю, что право может сыграть свою роль в воздействии на существующие в обществе гендерные роли и стереотипы, которые пагубно отражаются на правовом статусе женщин, да и мужчин. Эту роль (или роли) необходимо выявлять и изучать, что возможно при условии необходимом - чтобы этому учились студенты-юристы, и достаточном - чтобы они впоследствии применяли изученное и понятое в своей работе. Достижению подобных условий, на мой взгляд, будет способствовать интеграция гендерных и/или феминистских исследований в программу подготовки юристов.


Примечания


Об этом неоднократно говорилось на международной конференции женщин-юристок "О предупреждении и искоренении насилия в отношении женщин", проведённой ABA CEELI (Американская ассоциация адвокатов, проект правовой инициативы в странах Центральной и Восточной Европы) в Москве в мае 1999 г.


См. справочник-директорий по женским и гендерным исследованиям в Центральной и Восточной Европе: Gender Studies and Women's Studies Directory, OSI-Network Women's Program, Budapest, June 1999.


В середине 1990-х гг. была предпринята попытка изложения идей феминистской юриспруденции специалистами-правоведами Тверского государственного университета - Викторией и Любовью Бойцовыми.


См.: Поленина С.В. Законотворчество в РФ. М., 1996. Гл. III; Она же: Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. Кроме того, автор в своём докладе на вышеупомянутой конференции женщин-юристок в мае 1999 г. подчеркнула необходимость и возможность использования как международного, так и внутреннего российского законодательства (в том числе, Жилищного и Гражданского кодексов РФ) в решении проблемы насилия против женщин.


По вопросу о правах женщин в международном праве (международных документах ООН) в СССР было издано несколько сборников в 1970-е гг. Речь о правах женщин во внутреннем российском и советском законодательстве не заходила, так как "женский вопрос" считался решённым. Тем не менее, советское право и теория социального обеспечения уделяли внимание матерям - одной из основных сконструированных политическим и правовым дискурсами "традиционных" и легитимных женских ролей.


См. например: Нечаева А.М. Семейное право: проблемы и перспективы развития // ГиП. 1999. №3. С.69-75; Керимов Д.А. Социология и правоведение // ГиП. 1999. № 8. С.84-88; Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // ГиП. 1999. №8. С.5-12; Малиновский А.А. Правовой вакуум - новый термин юридической науки // ГиП. 1997. № 2. С.109-112; Суслов В.В. Герменевтика и юридическое толкование // ГиП. 1997. № 6. С.115-118.


См.: Бойцова В.В. Европейский образовательный процесс и Россия // ГиП. 1997. № 11. С.69-74.


Этот подход разделяют многие специалисты в области феминистской юриспруденции и социологии права, например, Энн Боттомли, Кэрол Смарт и другие.


См.: Томсон А. Критическое правовое образование в Великобритании (Alan Thomson. Critical Legal Education in Britain, in: Critical Legal Studies (ed. by P.Fitzpatrick and Alan Hunt), Basil Blackwell, 1990, P.183-197.


Описание подобного курса имеется в Тверском центре женской истории и гендерных исследований.






Типы интер­текстуальных отношений | Возможности применения контент-анализа документов при изучении гендерных отношений | К вопросу о принципах развития системы смысла | Современное русское просторечие как динамическая система | Определение референции | Женская Учительская школа Максимовича - | Карта сайта | Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности | Русский язык как средство международного общения | Опыт интеграции женских и гендерных исследований | Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в. | Художественная литература | Рекомендации для организаторов учебных программ по женским и гендерным исследованиям | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | Гендерные методы в преподавании | Лингвостилистическая норма в аспекте компьютерных технологий | Референция художественного текста





0.030 секунд RW2