= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности = Понятие интертекста. Теория интер­текстуальности = Функции интертекста = Подходы к изучению интертекста = Механизмы интер­текстуальности = Типы интер­текстуальных отношений = Интертекст и тропы = Интер­текстуальность и массовая коммуникация = Список используемых источников

Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности

Дерябина Елена




Проблема цитации, интертекста, "чужого" слова в "своем" является в настоящее время одной из самых популярных, хотя и начала разрабатываться сравнительно недавно. Вплоть до 1960-х гг. цитирование не становилось предметом специального интереса в отечественном литературоведении. В то же время тема цитации подспудно присутствовала в целом ряде работ, посвященных проблеме художественных взаимосвязей и влияний, в трудах отечественных и зарубежных компаративистов. Однако ученые достаточно редко употребляли само слово "цитата" (или "реминисценция", "аллюзия"), предпочитая говорить о заимствованиях, образных и сюжетно-тематических перекличках, влияниях, намеках, полемической интерпретации мотива и т.д. Как правило, проблема цитирования затрагивалась исследователями лишь косвенно, для решения конкретных задач историко-литературного характера, а слова "цитата", "реминисценция", "аллюзия" употреблялись как служебные понятия, маркирующие факт наличия художественных связей между теми или иными произведениями.


Качественно новый этап осмысления проблемы в России пришелся на 1960-е годы, когда в активный читательский и литературоведческий оборот была введена поэзия рубежа веков, в особенности лирика акмеистов. Сначала на примерах творчества виднейших поэтов "серебряного века", а затем целого ряда других художников было показано, что цитата, аллюзия, любая форма литературной переклички - не частный, второстепенный элемент текста, а указание на существенную грань авторского замысла. Цитирование стало рассматриваться как принципиально важный прием художественного смыслообразования и одновременно апелляция к авторитетной, актуальной в глазах автора литературной традиции.





Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности | Особенности формирования лексики русского компьютерного жаргона | Стилистическая система русского языка - 3 | Народно-литературные афоризмы как особый жанр современной русской речи | Об эволюции в системе жанров современной русской газеты | Тенденции развития средств современной русской публицистики | Пути образования и функционирования аббревиатур в авиационной терминологии | Терминологический спектр стилистики художественной литературы | Возможности применения контент-анализа документов при изучении гендерных отношений | Референция художественного текста | Можно ли говорить о мемуарном жанре? | Экспрессивные формы обращения в аспекте русской разговорной речи | Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла | Типы интер­текстуальных отношений | Референция предложения | Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в. | Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности





0.033 секунд RW2