Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Стилистическая система русского языка - 2 < О языке прессы в переломные времена < Слово и дело < Лексикостилистические процессы в языке литературы пореформенной России < Тенденции развития средств современной русской публицистики < Русский язык как средство международного общения < Естественная письменная русская речь: проблемы изучения < Образ современного русского телезрителя по данным обращенных к нему текстов < О риторической структуре текстов малого жанра < Можно ли говорить о мемуарном жанре? < Социальное и профессиональное в речи "новых русских" < Синтаксис и политика: о неполных и эллиптических предложениях < Телеинтервью в дискурсе экзистенциальных ценностей

Стилистическая система русского языка - 2 - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Телеинтервью в дискурсе экзистенциальных ценностей

Т. И. Попова


Санкт- Петербургский государственный университет


речевое поведение, телеинтервью, дискурс экзистенциальных ценностей, стратегии, тактики


Summary. This report is focused on the discourse of the existential values as a special form of verbal reflection that is related to the sense of life and organized with a help of the special structures. It's main characteristics such as verbal exchange, introvert, polemical and estimating characters are determined. The substantiation of the inclusion of TV interview into the discourse of the existential values is proposed.


1. Дискурс экзистенциальных ценностей.


Дискурс экзистенциальных ценностей понимается как вербализованный опыт мышления относительно смысла жизни отдельного человека и человечества в целом, организованный в рамках стратегии самооценивания и стратегии избирательности и глобализации (судьбоносности) по отношению к внешним событиям.


2. Характеристика дискурса экзистенциальных ценностей (ДЭЦ).


(1) Экзистенциальные ценности даны человеку не непосредственно, а рождаются в процессе такой формы человеческой деятельности, как ценностное сознание, которое воплощается в дискурсе экзистенциальных ценностей, то есть в процессе их осознания и формулирования личностью для себя или для других. Формирование смысложизненной позиции происходит во внутреннем диалоге человека с самим собой (дневник) или во внешнем диалоге с единичным адресатом при межличностном общении (личное, дружеское письмо, душевная беседа), с массовым адресатом при публичном контактном общении (например, творческая встреча со зрителями, читателями в концертном зале) и дистантном общении (воспоминания, эссе, памфлет, манифест), с двойным адресатом при общении через СМИ (телевизионное и газетное интервью, творческая встреча с телезрителями, радиослушателями).


(2) Особенностью ДЭЦ является тот факт, что независимо от формы общения (контактное, дистантное) и характера общения (межличностное, публичное, массовое) смысло- жизненная позиция формируется как у адресанта, так и адресата, при этом сущность их смысложизненных позиций может в конечном счете и не совпадать.


(3) ДЭЦ имеет интравертную ориентацию, то есть субъект устанавливает смысл жизни для самого себя, однако субъектом ДЭЦ может выступать как индивидуальный субъект, так и все масштабы совокупного субъекта (например, пол, класс, сословие, нация, человечество); таким образом? ДЭЦ выполняет интегративную функцию (см. [Каган]).


(4) ДЭЦ имеет имманентно полемический диалогический характер; экзистенциальные ценности постоянно дискутируются, то есть осознаются субъектом только в соприкосновении с другой "смысловой и оценивающей позицией человека по отношению к самому себе и по отношению к окружающей действительности" [Бахтин, 86].


(5) Предметом общения в ДЭЦ выступают события, факты прошлого, поступки, поведение, отношения людей, положение дел в какой- либо области человеческой деятельности. Однако эти предметные области являются лишь поводом для их осмысления и формирования (личного) отношения к ним, на базе которого вырабатывается жизненная позиция, определяются приоритеты и характер отношений с миром.


3. Телевизионное интервью как ДЭЦ.


(1) Телеинтервью в русском ДЭЦ появилось совсем недавно, оно стало выполнять функцию формирования смысложизненной позиции лишь 1015 лет назад. Динамика расширения адресата ДЭЦ (ср. дневник -воспоминания - TV интервью), то есть потенциальных субъектов (носителей) экзистенциальных ценностей, подтверждает интегративную функцию ДЭЦ внутри нации.


(2) Телеинтервью как контактнодистантная форма общения имеет ряд особенностей. Вопервых, формирование смысложизненной позиции происходит на глазах телезрителей в диалоге журналиста и интервьюируемого. И с этой точки зрения диалогическая форма телеинтервью идеально отвечает самой природе ДЭЦ. Во- вторых, направленное самому широкому адресату - миллионам телезрителей, телеинтервью формирует экзистенциальные ценности самого масштабного совокупного субъекта в пределах страны - экзистенциальные ценности нации. Втретьих, выбор участников телеинтервью, который подчиняется двум принципам - принципу актуальности темы и принципу индивидуализации ее представления, определяет круг лиц, являющихся эталонными носителями экзистенциальных ценностей.


(3) Телеинтервью как ДЭЦ имеет свою типологическую структуру. Можно выделить три группы экзистенциальных ценностей - индивидуальные, профессиональные, социальные, которым соответствуют три типа телеинтервью: телеинтервью с творческой личностью, телеинтервью с профессионалом, телеинтервью с участником события. Каждый тип телеинтервью формируется своей предметной областью (жизнь человека в его поступках, отношения с людьми; работа; социально значимые события) и модальностью (аксиологической, деонтической, эпистемической и алетической). В каждом типе телеинтервью вырабатываются типичные стратегические цели, которые достигаются с помощью типичных тактических шагов.


(4) Характер стратегических целей в телеинтервью, связанный с формированием индивидуальных, профессиональных или социальных ценностей, диктует и набор тактических шагов. Тактики, используемые во всех типах телеинтервью, имеют общую черту: формирование смысложизненной позиции происходит на стыке общего и индивидуального, должного и возможного, типичного и единичного, известного и неизвестного. При этом журналист чаще является носителем общего, должного, типичного, известного, а интервьюируемый - носителем индивидуапьного, возможного, единичного, неизвестного. Возможность столкновения противоположных точек зрения, мнений, представлений в телеинтервью и делает его одним из основных составляющих современного дискурса экзистенциальных ценностей.


Литература


Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.


Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.






Об эволюции в системе жанров современной русской газеты | Определение референции | Социальное и профессиональное в речи "новых русских" | Гендерный подход к изучению истории российской многопартийности | Проблема интеграции гендерных исследований в преподавание правовых дисциплин | Тенденции развития средств современной русской публицистики | Гендерный подход в преподавании курса "История России" | Подходы к изучению интертекста | Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла | Особенности современной печатной рекламы (параграфемный аспект) | Художественная литература | Слово и дело | Экспрессивные формы обращения в аспекте русской разговорной речи | Сервис | Понятие интертекста. Теория интер­текстуальности | Система смысла как междисциплинарный объект | "Женственность" текстов немецкоязычной экспериментальной поэзии





0.030 секунд RW2