Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Стилистическая система русского языка - 2 < О языке прессы в переломные времена < Слово и дело < Лексикостилистические процессы в языке литературы пореформенной России < Тенденции развития средств современной русской публицистики < Русский язык как средство международного общения < Естественная письменная русская речь: проблемы изучения < Образ современного русского телезрителя по данным обращенных к нему текстов < О риторической структуре текстов малого жанра < Можно ли говорить о мемуарном жанре? < Социальное и профессиональное в речи "новых русских" < Синтаксис и политика: о неполных и эллиптических предложениях < Телеинтервью в дискурсе экзистенциальных ценностей

Стилистическая система русского языка - 2 - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Образ современного русского телезрителя по данным обращенных к нему текстов

А. Б. Лихачёва


Вильнюсский университет, Литва


речемыслительная раскрепощенность, ориентированность на прецедентные феномены, коннотативность ЯС


Summary. The investigation was done on the base of the Russian news and analytic telecasts data (period from the 1997 beginning to the end of 2000 October). The aim of the report is to reveal in what way texts of TVcomments reflect and organize language consciousness of their viewers.


Сегодняшняя действительность в значительной степени определяется многообразием видов общественной коммуникации. Традиционно мощным воздействием на формирование очертаний национальной ментальности, мировосприятие, определение ценностных ориентиров всего общества и отдельных возрастных групп обладают средства массовой информации, среди которых самым влиятельным является телевидение.


Нами собраны и проанализированы примеры из новостных и аналитических программ основных каналов российского телевидения (ОРТ, НТВ, РТР, ТВ Центр, ТВ6) за период с начала 1997 г. до конца октября 2000 г. В основе представленного исследования - материалы передач лишь одного жанра, обладающего самой массовой зрительской аудиторией по сравнению с иными видами телепередач, представляющих интерес для более узких категорий телезрителей.


Собранные материалы позволяют сделать некоторые выводы о потребителе экранной информации последних лет. В первую очередь нас интересовала возможная реконструкция языкового сознания (ЯС) современного телезрителя. По нашему мнению, оно характеризуется следующими параметрами.


1. Новостной дискурс, освобожденный от ритуальной заданности, апеллирует к таким качествам его рецептора, как ироничность и самоирония, скепсис и критичность в восприятии и сопоставлении информации, нетерпимость к категоричной оценочности, а также - и это, может быть, самое существенное - к способности отмечать эстетическое оформление речи. Языковое гурманство сегодняшнего телезрителя требует сопровождения новостного видеоряда словесной игрой, введением широкого регистра языковых средств: от стилистически сниженной лексики до детабуированной лексики маргиналов. Судя по рейтингу теленовостей и информационноаналитических программ, существует особый спрос на остроумие, экспрессивность, предельную свободу в ассоциациях и средствах их языкового воплощения именно в указанном телевизионном жанре. Культивируется речемыслительная раскрепощенность адресата телеречи.


2. Происходит энергичное переключение ЯС русскоязычного социума с письменных (в том числе художественных) текстов как основы литературной нормы на тексты массмедиа, в первую очередь на тексты, звучащие с телеэкрана. Ориентация телекомментаторов на устноразговорную разновидность современного русского языка, с одной стороны, отражает, а с другой - обусловливает грамматическую и орфоэпическую непривередливость телезрителей.


3. Современный русский телезритель должен отличаться восприимчивостью к складывающейся в новостном дискурсе образной категоризации действительности, к метафорической структуризации нового знания о мире. Регулярная "тренировка" зрительского внимания к семантическому потенциалу метафор, проявляющемуся в эффекте недосказанности, намека, обращение в телетекстах к аллюзиям и игре со смежными смыслами приводит к усилению коннотативности ЯС массового потребителя телеинформации.


4. ЯС русского телезрителя является прецедентно ориентированным. Наряду с традиционными феноменами национальной культуры, истории, литературы статус прецедентных приобретают новые элементы российской действительности (ср., например, активное развитие темы об особенностях национальных качеств русских и специфичном образе России в ряду других стран).


Таким образом, на фоне усиления социальной стратификации российского общества у потребителя телевизионной информации формируется ощущение включенности в консолидируемое новостным дискурсом национальное лингво -культурное пространство.


Литература


Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю. М., 1991.


Гудков Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. М., 1999.


Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана. М., 1999.


Шапошников В. Н. Русская речь 1990х. Современная Россия в языковом отображении. М., 1998.






Механизмы формирования смысла и механизмы памяти | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | Сервис | Двойственная природа концепта | Что такое разговорный диалог? | Русский язык как средство международного общения | Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации | Типы мотивированности антропонимов в детской речи | Гендерный подход в преподавании курса "История России" | Успешно !!! | Некоторые проблемы преподавания истории с позиции гендерного подхода | Терминологический спектр стилистики художественной литературы | Стилистическая система русского языка - 3 | Стилистическая система русского языка - 1 | Особенности современной печатной рекламы (параграфемный аспект) | Конференции | Прикладная лингвистика





0.051 секунд RW2