Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Смысл и концепт в аспекте системной организации < Система смысла как междисциплинарный объект < Двойственная природа концепта < Смысл в диалектике субъект-объектных отношений < Топологическая модель системы смысла < Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла

Вплоть до первой четверти XX - Смысл и концепт в аспекте системной организации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Двойственная природа концепта


Вплоть до первой четверти XX-го столетия художественный дискурс гораздо ближе к норме научного дискурса, чем в конце нашего века, что отнюдь не мешало писателю применять в художественных произведениях логические концепты, организующие научные модели познания, а ученому использовать художественные метафоры в описании объектов научного знания. Это естественно следует из близости целей художественного творчества и науки, "подобно мифам и космогоническим гипотезам, научная деятельность направлена прежде всего на то, чтобы понять природу мира, его структуру и место, занимаемое в нем человеком" (Пригожин, Стенгерс 1986b, 81). В своих научных сочинениях Лейбниц основывается и на современных ему достижениях биологии, в частности на открытиях А. Левенгука и Я. Сваммердама. Так что сопоставление неживых машин, созданных человеком, и живых, сотворенных природой, является цепью логических рассуждений, в конечном итоге закрепленной в познавательных концептуальных метафорах - человек - машина, природа - машина, что и позволило рассматривать человека и природу через призму концепта-интерпретатора, доминирующего в данной познавательной модели. В культурной парадигме XIX-го столетия познавательный концепт развивается в художественный в ряде литературных произведений. Например, в романах испанского писателя Гальдоса "Донья Перфекта" и "Фортуната и Хасинта" концепты любовь, общество формируются на основе концепта-интерпретатора машина, согласно формуле "любовь - вид деятельности человека, все что создает человек, имеет свойства машины, следовательно любовь - машина". В творчестве Достоевского также заметно влияние познавательной модели механицизма, но в отличие от западных романистов для его произведений характерно гармоничное слияние познавательных и художественных концептов. В тексте романа "Идиот" структура концепта-интерпретатора формируется в ряде метафорических связей с концептами природа, общество, мышление, человек. Ср.,






Из фондов научной библиотеки ТвГУ: | Категория "гендер" в изучении истории русской литературы | Подходы к исследованию произносительных особенностей дискурса | Рекомендации для организаторов учебных программ по женским и гендерным исследованиям | Стилистическая система русского языка - 1 | Введение | Жанр извинения в русской речи | Образ современного русского телезрителя по данным обращенных к нему текстов | Прикладная лингвистика | Понятие интертекста. Теория интер­текстуальности | Естественная письменная русская речь: проблемы изучения | Определение референции | Об эволюции в системе жанров современной русской газеты | Стилистическая система русского языка - 2 | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности | Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности





0.418 секунд RW2