Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Стилистическая система русского языка - 3 < Стилистика XXI века < Об эволюции в системе жанров современной русской газеты < Русский язык и Московский университет < Проблема нормы в современной устной научной речи < Жанр извинения в русской речи < Частицы как показатель специфики внутринациональных речевых культур < Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне < Современное русское просторечие как динамическая система < Подходы к исследованию произносительных особенностей дискурса < Что такое разговорный диалог? < Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр < Народно-литературные афоризмы как особый жанр современной русской речи

Стилистическая система русского языка - 3 - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Подходы к исследованию произносительных особенностей дискурса

(в условиях специальной коммуникации)


М. В. Хитина


Московский государственный лингвистический университет


устный дискурс, разговорная речь, телефонные разговоры, лингвистические и экстралингвистические факторы, просодическая организация


Summary. The basis of the work is an attitude towards the material (telephone talks) under analysis as to the discourse, which includes linguistic and other components. The aim is to find out extralinguistic factors, which influence prosodic organization of establishing text.


В последние годы усиливаются тенденции изучения связного текста, предполагающие учет динамической стороны (деятельностного, коммуникационного характера). В связи с этим большое внимание уделяется разговорной речи (РР), а также ее специфическим разновидностям, к которым относятся телефонные разговоры.


Современный русский язык [Лаптева] существует в нескольких формах, в качестве ведущей обычно выделяют язык литературный, включающий две разновидности - письменную и разговорную. Разговорная разновидность реализуется в речи носителей языка в условиях непосредственного, непринужденного, неофициального общения. Тем не менее понятие РР до настоящего времени не имеет однозначного толкования. В данном исследовании РР будет определяться как "разговорный язык" - разновидность литературного языка, употребляемая в условиях непринужденного общения [Земская 1997]. Следует отметить сильную зависимость РР от ситуации, что позволяет не выражать вербально многие содержащиеся в ней элементы сообщения. Ситуация включает условия общения, предметный ряд, время и место, участников, их отношения друг к другу


и т. д. Отмечается, что РР обычно составляет основную часть речевой деятельности человека. Она может быть использована в разных ситуациях общения, при ее изучении необходимо учитывать и лингвистические, и экстралингвистические факторы [Фонетика…]. Среди последних выделяются: социолингвистический аспект, невербальные средства, обстановка речи, индивидуальные особенности голоса собеседников, их манера говорить, психические черты говорящего. С этими факторами связаны лингвистические фонетические характеристики (темп, ритмика, синтагматическое членение и др.). РР отличается от "организованных" типов речи и тем, что переход в разговоре от "обиходнобытовой" тематики к специальной (в той или иной мере в зависимости от обстановки, важности для говорящих обсуждаемых вопросов и т. п.) способствует изменению характера разговорности, причем переход не требует стилистической мотивировки и не связан с задачами композиционного построения речи [Земская 1973]. По существу РР "многослойна" и в известном смысле "многостильна".


В сознании говорящего существует представление о том, как надо сказать в той или иной ситуации - это некое представление о норме (речевом поведении в различных ситуациях).


С учетом сказанного выше о специфике РР предпочтительным для ее изучения является рассмотрение РР как дискурса, куда помимо текста включаются условия, в которых он реализуется. Наше понимание дискурса близко к его пониманию социологами: "Для социальной коммуникации важно, что в дискурсе отражены не только языковые формы высказываний, но содержится и оценочная информация, личностные и социальные характеристики коммуникантов, их фоновые знания, имплицируется коммуникативная сфера и социальная ситуация" [Конецкая]. Соответственно, различные соотношения экстралингвистических факторов ведут к появлению разных вариантов текстов. Поэтому можно говорить о том, что социальные и личностные характеристики коммуникантов (адресанта и адресата), а также непосредственные условия, в которых протекает общение, будут определять выбор того или иного варианта речи. При этом особый интерес представляет выявление экстралингвистических факторов, определяющих выбор просодического эталона.


Исследования показали, что не все экстралингвистические факторы оказывают одинаковое влияние на различные уровни языка. Так, для физического уровня устного текста важным оказывается учет условий речеобразования, определяющий выбор просодического эталона, в наибольшей степени соответствующего конкретной ситуации. В качестве наиболее значимых для фонетического уровня (на материале исследования иностранных языков) были выделены: подготовленность / неподготовленность речи, социальные отношения между участниками коммуникации, коммуникативное намерение говорящего, сфера коммуникации, вид контакта между коммуникантами, эмоциональное участие коммуникантов, количество участников коммуникации.


Особую разновидность РР составляют телефонные разговоры, характеризуемые отсутствием визуального контакта между собеседниками, использованием специфического канала общения, а также возможными временными ограничениями. Для телефонных разговоров выделяется свой поднабор значимых экстралингвистических факторов [Шустер], сама же речь по телефону имеет особые свойства, отличающие ее от РР [ИвановаЛукьянова]. Тем не менее можно считать, что правомерно и целесообразно рассматривать телефонные разговоры как дискурс, поскольку именно такой подход позволит исследовать особенности порождения речи (и ее просодического оформления) в зависимости от экстралингвистических факторов, разработать классификацию специфического дискурса, оценить собственно лингвистическую структуру, условия общения, характеристики говорящих.


Литература


Грамматические исследования: функциональностилистический аспект. М.: Наука, 1989.


Земская Е. А. Русская разговорная речь. М.: Наука, 1973.


Земская Е. А. Разговорный язык // Энциклопедия "Русский язык". М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.


Иванова - Лукьянова Т. Н. Телефонная бытовая речь - разговорная? // Функциональная лингвистика: Прагматика текста: Межд. конф. Симферополь, 1997.


Конецкая В. П. Социология коммуникации. М.: Межд. унт бизнеса и управления, 1997.


Лаптева О. А. Разговорная речь // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.


Фонетика спонтанной речи. Л., Издво Ленингр. унта, 1988.


Шустер Л. С. Просодия устного высказывания в условиях телефонной реализации: экспериментальнофонетическое исследование на материале американских разностилевых текстов. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Пятигорск, 1993.






Образ современного русского телезрителя по данным обращенных к нему текстов | Понятие интертекста. Теория интер­текстуальности | Социальное и профессиональное в речи "новых русских" | Рекомендации для организаторов учебных программ по женским и гендерным исследованиям | Что такое разговорный диалог? | Слово и дело | Тенденции развития средств современной русской публицистики | Тезисы выступлений - 2 | Из фондов научной библиотеки ТвГУ: | Об эволюции в системе жанров современной русской газеты | Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла | Гендерный подход в преподавании курса "История России" | Референция предложения | Вы ошиблись !!! | Художественная литература | Методические проблемы включения гендерной проблематики | Типы мотивированности антропонимов в детской речи





0.029 секунд RW2