Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Концептуальные основы учения о самоорганизации < Проблемные поля синергетики < Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации < К вопросу о принципах развития системы смысла < Механизмы формирования смысла и механизмы памяти < Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Процессы эволюции концептуальн - Концептуальные основы учения о самоорганизации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

К вопросу о принципах развития системы смысла

Процессы эволюции концептуальных структур сопровождаются случайными флуктуациями - хаосом, "чтобы проникнуть в закономерности текста, существенно необходимо увидеть упорядоченность в кажущейся неупорядоченности, подвергнуть анализу явления в их глубинных связях и тем самым найти системность этих явлений" (Гальперин 1981, 26). Одни флуктуации игнорируются системой, другие - определяют ее историю. Являясь необходимым условием для прорыва микровзаимодействий на макроуровень, состояние неустойчивости представляет хаос в двух обликах созидающего и разрушительного начал. С помощью хаоса обеспечивается выход на аттрактор системы. Хаос выполняет функции механизма отбора, дифференцирует семиотическую среду, объединяет разные концептуальные структуры воедино. Именно он способствует передаче индивидуальных правил на более высокий уровень. Вместе с тем хаос может вызывать и распад структуры, чувствительной к малым флуктуациям. Противоречивый набор художественных кодов восприятия, образ-схематических моделей представляет собой "как бы срез хаоса и действует ... наподобие решета … Хаос хаотизирует, растворяет всякую консистенцию в бесконечности ... делом концептов является намечать интенсивные ординаты этих бесконечных движений ... Осуществляя сечение хаоса, план имманенции призывает к созданию концептов" (Делез, Гваттари 1998, 58).


В рамках устойчивой в целом концептуальной картины языка неустойчивостью характеризуются отклонения внутри определенных параметров, лишь некоторые этапы развития процессов, протекающие в глубинных текстовых структурах, под которыми подразумевается "идейно-тематическое содержание текста, сложное переплетение отношений и характеров, в основе которых лежит художественный образ … глубинные структуры - это авторские интенции, прагматическая установка как один из доминирующих факторов … поверхностная структура - лингвистическая форма, в которую облечена глубинная структура. В художественном тексте она формально-содержательная" (Тураева 1986, 126). Неустойчивость отличается от неравновесности, постоянно обеспечивающей метаболизм, открытость системы смысла художественного произведения. Как только система смысла авторского текста перестает быть неравновесной, ее границы стираются и она растворяется в культурной и языковой среде. Переключение LS и HS режимов, определяется способностью сильных художественных систем создавать неоднородности в культурной среде, инициировать создание новых художественных кодов прочтения и привлекать актуальные концепты-интерпретаторы. Сильные системы художественного смысла никогда не открываются всецело. Так, смысл пушкинского текста при всей своей открытости не может быть полностью растворен в культуре и языке, напротив, он служит аттрактором, привлекающим центром русской культурной и языковой среды, генерирующим все новые интерпретации и прочтения. Бытие и становление системы смысла авторского текста определяется культурной средой, в которой она существует. Культурная среда в своем синхроническом срезе представляет собой неслиянное единство авторских художественных систем смысла. В этой связи Э. Янч замечает: "эволюция на всех уровнях включает в себя как свободу действия, так и познание всесущей системной взаимной зависимости. Такая взаимная зависимость не может быть полностью охвачена структурно-ориентированной системной теорией" (Jantsch 1992, 269).






Гендерные методы в преподавании | Язык русского фольклора: опыт интерпретации | Слово и дело | О риторической структуре текстов малого жанра | Лексикостилистические процессы в языке литературы пореформенной России | Введение | Программа конференции | Подходы к изучению интертекста | Народно-литературные афоризмы как особый жанр современной русской речи | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | Естественная письменная русская речь: проблемы изучения | Интертекст и тропы | Рекомендации для организаторов учебных программ по женским и гендерным исследованиям | Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла | Об эволюции в системе жанров современной русской газеты | Функции интертекста | Концепция народа и ее составляющие





0.028 секунд RW2