Развитие women's/gender studies - новой формальной учебной дисциплины - можно назвать одним из важнейших достижений в развитии учебных планов университетов за последние 35 лет. Они появились в США и Западной Европе в рамках Women's Liberation Movement в конце 60-х гг., прежде всего, как феминистская критика патриархатных социальных институтов и традиционного ("мужецентричного") знания . Но это был не только критический анализ официальных и традиционных подходов к изучению человека и общественной жизни с целью преодоления "маскулинной слепоты" в общественных науках, но и более сложное и глубокое исследование проблем, связанных с социальными отношениями полов. Эти исследования радикально отличались от традиционных работ по "женскому вопросу", в которых ролевые различия и социальное неравенство между полами в обществе рассматривались как выводимые из биологических различий между полами, а не создаваемые культурно, в процессе исторического развития. В феминистских исследованиях женщин стала использоваться гендерная перспектива, и в такой форме women's studies ставили перед собой две важных цели: 1) развитие нового знания и новых учебных программ, в фокусе которых были бы женщины и проблематика пола как "социального конструкта"; 2) использование нового знания для трансформации традиционных (мужецентричных) учебных программ в университетах.
Женские исследования стали частью "борьбы женщин за самоопределение", их целью было "понять мир и изменить его" . Марксистская риторика напоминает о том, какую важную роль в возрождении нового феминизма и развитии женских исследований играли в начале 70-х гг. активистки "новых левых". Понятно, что "изменить мир" предполагалось самим женщинам с учетом интересов этой социальной группы, и женским исследованиям, а также учебным программам и курсам, построенным на базе этих исследований, предстояло занять особое место в процессе революционных изменений всех сфер общества.