|
|
в учебное расписание университетов США и Западной Европы
Валентина Успенская
Тверской центр женской истории и гендерных исследований
Тверской государственный университет
В журнале "Социологические исследования", №5 за 1992 г. впервые в нашей стране были представлены материалы о женских и гендерных исследованиях как научном выражении феминизма и особом этапе в развитии науки и образования второй половины ХХ века. Я остановлюсь на проблеме интеграции учебных курсов и программ женских и гендерных исследований в систему университетского знания на Западе. Накопленный опыт реформирования образования посредством women's studies, а также дискуссии, которые ведутся западными коллегами о политике, теориях, структурах и формах женских и гендерных исследований, едва ли можно игнорировать при интеграции гендерного подхода в социальные и гуманитарные дисциплины в российских вузах.
"Женщиной не рождаются, ею становятся" - к такому выводу пришла Симон де Бовуар в своей знаменитой книге "Второй пол". Позже Суламифь Файерстоун - одна из теоретиков "второй волны" феминизма, породившей эти самые исследования и курсы, - в книге "Диалектика пола" уточнит эту мысль: "Природа сотворила женщину отличной от мужчины. Общество сделало ее отличной от человека". Мотивом многих женских и гендерных исследований как раз и является изучение исторических и общественных причин социального неравенства полов, анализ механизмов различных форм дискриминации на основе половых характеристик человека (сексизма). Особенностью women's studies и гендерного подхода в исследовании половой проблематики является то, что это не исследования и курсы для женщин и о женщинах, чье социальное поведение определяется биологией, но это всегда изучение отношений между полами как властных отношений, отношений неравноправия "Сделанность" пола и "делание" пола /половых различий в обществе (как это делается? почему? что изменяется в отношениях полов и почему?) - вот что отличает женские гендерные исследования, которые становятся глобальным образовательным феноменом.
Развитие women's/gender studies - новой формальной учебной дисциплины - можно назвать одним из важнейших достижений в развитии учебных планов университетов за последние 35 лет. Они появились в США и Западной Европе в рамках Women's Liberation Movement в конце 60-х гг., прежде всего, как феминистская критика патриархатных социальных институтов и традиционного ("мужецентричного") знания . Но это был не только критический анализ официальных и традиционных подходов к изучению человека и общественной жизни с целью преодоления "маскулинной слепоты" в общественных науках, но и более сложное и глубокое исследование проблем, связанных с социальными отношениями полов. Эти исследования радикально отличались от традиционных работ по "женскому вопросу", в которых ролевые различия и социальное неравенство между полами в обществе рассматривались как выводимые из биологических различий между полами, а не создаваемые культурно, в процессе исторического развития. В феминистских исследованиях женщин стала использоваться гендерная перспектива, и в такой форме women's studies ставили перед собой две важных цели: 1) развитие нового знания и новых учебных программ, в фокусе которых были бы женщины и проблематика пола как "социального конструкта"; 2) использование нового знания для трансформации традиционных (мужецентричных) учебных программ в университетах.
Женские исследования стали частью "борьбы женщин за самоопределение", их целью было "понять мир и изменить его" . Марксистская риторика напоминает о том, какую важную роль в возрождении нового феминизма и развитии женских исследований играли в начале 70-х гг. активистки "новых левых". Понятно, что "изменить мир" предполагалось самим женщинам с учетом интересов этой социальной группы, и женским исследованиям, а также учебным программам и курсам, построенным на базе этих исследований, предстояло занять особое место в процессе революционных изменений всех сфер общества.
О чем может сегодня сказать социология женских и гендерных исследований? Как реагировали высшие учебные заведения и академии наук на появление women's studies? Поддерживали или оказывали сопротивление? Какие тактики использовались, чтобы продвинуть новые курсы в учебное расписание?
Инициаторами движения за интеграцию женских и гендерных исследований в образование стали преподаватели истории, социальной и культурной антропологии, литературы, психологии, социологии . Затем и другие (многие другие) дисциплины стали "добавлять" женщин или курсы о женщинах в расписание, вести поиски "пропавших женщин" (Sh.Tobias) в истории, предпринимать попытки "вернуть женщинам историю, а истории - женщин" (J. Kelly). Характерным для раннего периода women's studies методом интеграции женских исследований в социальные и гуманитарные науки был метод, который часто называют "добавить женщин и перемешать"("add-women-and-stir-method") . В центре внимания были, прежде всего, женщины - всех классов и происхождений - т.е., женщины как социальная группа, ранее исключенная из традиционных гуманитарных и социальных дисциплин. Используя новый подход - гендерный - вскоре увидели, что практически все традиционные дисциплины были "гендерно слепы", отражали мужские предубеждения, использовали понятия, которые не подразумевали женский опыт ("труд", "Просвещение", "общественно-политические движения"). Например, социологические исследования труда исключали домашний труд и волонтерскую работу - виды деятельности женщин; изучение эпохи Просвещения игнорировало положение женщин. В истории и социологии общественных движений не было места женским движениям. Таким образом, благодаря "гендерным раскопкам" (остроумное выражение Е. Кочкиной), становились видимыми женские жизни, опыт, женский подход к анализу фактов, явлений и процессов .
В процессе "гендерных раскопок" началось также критическое осмысление "объективного" знания; критическому анализу подверглись также традиционные университетские дисциплины, лежащие в основе социально-гуманитарного образования. Если на первом этапе развития women's studies чаще действовал принцип "добавить женщин и перемешать", то на втором этапе - этапе пересмотра традиционного знания и учебных курсов - в фокус исследовательниц и преподавательниц попали новые сферы знания (сексуальность, тело, насилие, частная жизнь, природа патриархата). То есть, новый (гендерный) подход поставил вопрос о дисциплинах (например, как привилегированное положение ученых-мужчин влияло на производство научного знания? Что отбиралось быть достойным научного (исторического, социологического и т.д. знания?). В развитии содержания women's/gender studies многие выделяют и третий этап, характерной чертой которого является внимание к различиям и неравенству между женщинами (классовые, расовые, этнические, возрастные и др.), понимание разнообразия женских опытов.
Развитие женских/гендерных исследований и учебных курсов на их основе стало возможным во многом благодаря появлению к этому времени в университетах довольно большого количества женщин, прежде всего, среди ученых и преподавателей в сфере гуманитарных и социальных наук. Они привлекли внимание ученых и общественности к отсутствию исследований о роли женщин в истории, науке; к культурному формированию женственности и мужественности и представлений о ролях полов в обществе и т.д. Были опубликованы работы о продолжающейся дискриминации женщин в общественной и частной жизни, на рынке труда; об ограниченном доступе к образованию и профессиям, а также к политике на уровне принятия решений. Углубляясь в исследования отношений полов, изучая отношения пола и власти, они бросили вызов традиционным представлениям о роли женщин и о половых различиях, укоренившимся в истории, литературе, психологии, социологии. Среди историков эпохи women's studies Джоан Келли была одной из первых, подвергших сомнению привычную периодизацию в истории и ее соотнесенность с женским опытом. Например, она в своих исследованиях показала, что эпоха Возрождения не была возрождением для женщин . В антропологии исследования Маргарет Мид поставили под вопрос тезис о предписанности гендерных ролей. В социологии Алис Росси в работе о равенстве полов подвергла критическому анализу традиционные концепции о ролях женщин в современных обществах и проложила дорогу новым подходам в исследованиях гендерных ролей.
Вопросы о роли женщин в истории, литературе, аграрных и индустриальных обществах очень скоро потянули за собой более широкие вопросы о гендере как переменной - в психологии, социологии, антропологии, философии, - а также вопросы о распределении социальных ролей, власти, благ, вознаграждения за труд - в политике, экономике. Гендер как социологическое понятие понадобилось ввести для того, чтобы показать различие между биологическим полом (полом как "естеством") и полом как социальным конструктом, набором социально сконструированных ожиданий по поводу поведения, стремлений и желаний, которые, будучи порождены обществом и вложены в индивидуумов, могут быть изменены. Социолог Scott McNill: "Феминизм почувствовал себя как дома в социологии, потому что социология связана с социальным реформированием и общественными движениями. Но феминизм расширил проблематику социологии, желая исследовать, до какой степени гендер исторически конструируем, и желая привлечь более пристальное внимание к новым социологическим "фактам" - женщинам".
Центральным для феминистской науки, - отмечали социологи Джудит Стэйси и Барри Торн в социологическом обзоре (1985), - является убеждение в значении пола не только для понимания сфер, связанных со специфическим женским опытом…, но также для понимания классовой структуры, государства, социальных революций... Кроме того, ученые-феминисты внесли вклад в развитие новых исследований общества, организаций, занятости, криминологии, здоровья, стратификации, так как они начали изучать проблемы, прежде неоцененные; возродили исследования по проблемам материнства, домашней работы, репродукции, насилия, брака, развода.
Термины "женские исследования", "гендерные исследования", а также "феминистские исследования" часто употребляются взаимозаменяемо, но стоит отметить, что есть дискуссии по поводу этих терминов. Зародившись в США, понятие "женские исследования" довольно быстро распространилось в англоязычных странах. Понятие "феминистские исследования" появилось в Дании и популярно в Скандинавских странах как своеобразный протест против "американского культурного империализма"; оно используется также с целью сделать акцент на политическом значении борьбы феминистов за новое научное знание о человеке и обществе. Еще одним альтернативным термином, который используется в Скандинавских странах и в России для обозначения женских исследований, является термин "феминология". Он был введен в научный оборот в Дании в 1971 г. как легко переводимый на многие языки и достаточно нейтральный . С 80-х гг. активно используется термин "гендерные исследования": иногда как более приемлемый вместо термина "женские исследования", ибо подчеркивается необходимость изучения социальной проблематики обоих полов .
При университетах США, а затем и Западной Европы открывались центры для поддержки и объединения усилий отдельных ученых и преподавателей по разработке междисциплинарных научных программ. Первая официальная программа курсов по женским исследованиям была утверждена в университете штата Сан-Диего в 1970 г. Важным фактором в развитии феминистских исследований на Западе в 70-е гг. было формирование в профессиональных объединениях ученых специализированных ассоциаций и секторов, изучающих женскую/гендерную проблематику, а также поддержка этих исследований со стороны фондов и некоторых государственных организаций. В 1972 г. Фонд Форда профинансировал в США национальную программу исследования роли женщин в обществе , с тех пор последовательно продолжая политику поддержки женских/гендерных исследований и гендерного образования в университетах многих стран мира.
К середине 70-х гг. преподаватели women's studies стали инициаторами проектов по трансформации базовых учебных программ в высших учебных заведениях, в этом их поддержали не только фонды, но и корпорации, государственные организации, ряд университетов. Ученые и преподаватели формировали группы для ревизии учебных программ по социальным и гуманитарным дисциплинам и разработки новых курсов. Социолог Shulamit Reinharz (автор книги "Феминистские методы в социологии") в одном из интервью подметила: "Американское общество пересматривало самое себя". Социологи Дж.Стэйси и Б.Торн считают, что такие дисциплины как антропология, литература, история (интерпретационные, рефлексивные по своей сути) трансформировались под влиянием women's studies в большей степени, чем социология, политология, психология, экономика, склонные к позитивизму, призывам к объективности, поиску универсальной истины.
Почти с самого начала своей истории курсы по women's studies были междисциплинарными, "мультидисциплинарными" и легко пересекали границы наук, тем самым приучая к более сложному видению проблематики. Кроме того, они избегали изучать женщин как гомогенную группу ("женщина вообще") учили сравнивать жизни женщин в терминах классовых, расовых, возрастных и иных различий и сходств. Другими словами, women's studies во многих университетах были и продолжают быть примером мультикультурного и междисциплинарного образования. Студенты воспринимали новые курсы с энтузиазмом, тем более что они изменяли традиционные формы обучения, делая их демократичными и интерактивными (феминистская педагогика).
Многие пионеры women's studies отмечали, что не встречали со стороны коллег ни особого сопротивления, ни особой поддержки и понимания. Долгое время не было также финансовой поддержки со стороны администраций университетов. Преподаватели использовали самые разные официальные структуры и процедуры, организовывали профессиональные сообщества, готовили учебно-методические материалы, и постепенно маргинальные курсы становились основными. Те же, кто не считали women's studies настоящей научной дисциплиной, часто задавали вопрос: почему нужны специальные программы для женщин? Не стоит ли ввести также специальные курсы для мужчин?
Согласно Florence Howe, женские и гендерные исследования представляют собой третий этап в борьбе американских женщин за образование. Первый - в начале и середине XIX века - был характерен стремлением улучшить женское образование на основе признанных понятий о женской природе, женщины требовали допуска к высшему образованию для лучшего исполнения своей роли "морального учителя". Далее, в конце XIX века, борцы за женское образование подчеркивали идентичность женских и мужских интеллектуальных способностей и добивались (добились!) доступа женщин к традиционно мужским курсам обучения в университетах. Только во второй половине XX века (третий этап) академический феминизм бросил вызов мужскому контролю над содержанием университетских программ и курсов и поставил под сомнение само "объективное" знание о человеке и обществе .
Примечания
Boxer M. For and About Women: The Theory and Practice of Women's Studies in the United States // Signs, 1982, vol. 7, no. 3, p. 664.
В 1974 г. в Англии состоялась конференция Социологической ассоциации на тему "Различия между полами в обществе". Женщины-социологи стали разрабатывать новые курсы, и во многом благодаря их активизму, women's studies сформировались как самостоятельная научная сфера в университетах.
Выражение "добавить женщин и перемешать" использовала Шарлотта Банч на ежегодной конференции Национальной Ассоциации США по Женским Исследованиям в 1979 г.
Например, истории были возвращены имена и творческая деятельность Кристины Пизанской и других ранних авторов трактатов в защиту прав женщин, женщин-ученых и авторов литературных произведений, женщин социологов и психологов XIX века, чьи исследования проблематики пола являются интеллектуальной основой современного феминизма.
См.: Kelly J. Women, History, and Theory. The Univ. of Chicago Press, 1984.
См.: Tierney H. (ed.) Women's Studies Encyclopedia. Vol.1. Greenwood Press, NY. 1989. P.145.
Для меня женские и гендерные исследования всегда означали феминистские исследования. Дискуссии вокруг названий можно проследить в следующих публикациях: Susan Croag Bell & Mollie Schwartz Rosenhan, A Problem in Naming: Women Studies - Women's Studies? // Signs: Journal of Women in Culture and Society 6, no. 3, Spring, 1981. P. 540-542; Nynne Koch. The Why, When, How and What of Feminology? // Feminology. Ed. by Ragnhild Silfwerbrand-Ten Cate et al. Univer. of Nijmigen, 1975. P. 18-20.
В конце 60-х гг. первые курсы по women's studies читали Джулиетт Митчелл в Англии, Герда Лернер в США; в 1969 г. в Корнелльском университете штата Нью-Йорк прошла конференция, собравшая первых преподавателей women's studies.
Социологические исследования, 1992, №5; Stimpson C., Cobb N. Women's Studies in the United States. New York, 1986.
См.: Howe F. Feminism and the Education // Frontiers of Knowledge, ed. by J.Stiehm. Univ. of South.California Press, 1976. P. 79-93.