Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Гендерные методы в преподавании < Программа конференции < Участницы(ки) Тверской конференции < Тезисы выступлений - 1 < Тезисы выступлений - 2 < Тезисы выступлений - 3 < Приложения = Тезисы выступлений - 3 = Наименования женщин по профессии в современном немецком языке = "Женственность" текстов немецкоязычной экспериментальной поэзии = Гендерный подход в преподавании курса "История России" = Гендерный подход к изучению истории российской многопартийности = Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в.

Тезисы выступлений - 3 - Гендерные методы в преподавании - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Гендерный подход в преподавании курса "История России"

(XIX-XX вв.)


Елена Емельянова


Московский государственный физико-технический институт (университет)


Выход из положения, сложившегося в нашем обществе в результате непоследовательных и ошибочных реформ, зависит от продуктивной сознательной деятельности людей. Важная роль в процессе социальных преобразований принадлежит женщине. Это обусловлено многими факторами. Женщина выполняет важнейшую социальную функцию - рождение и воспитание ребенка, она несет основную нагрузку в семейно-бытовой сфере. Женщины продолжают занимать видное место в отраслях народного хозяйства, напрямую связанных с жизнеобеспечением человека: в здравоохранении, торговле, бытовом обслуживании, народном образовании, культуре. Кроме этого, в современных условиях, когда очевидна необходимость гуманизации общественных отношений, особенно возрастает значение деятельности женщин и женских организаций. Острота вопроса усугубляется тем, что в настоящее время высветился целый ряд сложных проблем, связанных с положением женщин и детей в обществе, решение которых государство перекладывает на семью, порой малообеспеченную и не подготовленную к жизни в новых условиях. Здесь могли бы и должны оказать неоценимую помощь компетентные женские и другие общественные организации.


Не секрет, что в разные переходные моменты истории самой активной частью общества была молодежь. Современная же молодежь очень мало знает об истории российского и международного женского движения, его лидерах и достижениях и именно поэтому сторонится участия в общественных, в том числе и женских организациях. Отсюда - задача гуманитарных наук и, в частности, истории и ее преподавателей, раскрыть все возрастающее значение социальной активности молодежи через показ всемирно-исторического опыта женского движения, роли женщин в политической и общественной жизни России, их вклада в решение общесоциальных проблем, в развитие культуры, науки, процесс воспитания молодого поколения. Мы не говорим уже о том, как содействуют решению данной задачи специально функционирующие в целом ряде регионов высшие женские курсы при университетах, гендерные центры, а также клубы "Деловая женщина", женские профессиональные курсы, территориальные центры социальной поддержки женщин и семьи, центры профориентации и психологической подготовки населения и пр.


Как же нам в своем курсе "История России (XIX-XX вв.)", который читается в Московском физико-техническом институте (университете) уже много лет, удается показать женщин в общественной жизни России, успехи женских организаций в реализации идей равноправия женщин?


Прежде всего, характеризуя эпоху правления того или иного российского императора, мы невольно касаемся черт его характера, начавшего формироваться с раннего детства, и, как правило, под влиянием матери (императрицы), бабушек, а также гувернанток (а не только гувернеров). Студенты, например, с большим интересом слушают рассказ о воспитании Екатериной II своего любимого внука Александра. Составленная Екатериной II "бабушкина Азбука" не только давала конкретные указания воспитателям цесаревичей, но и излагала основные принципы самого воспитания. В ней нашли отражение практические рекомендации "о сохранении здоровья", в особой главе "касательно умонаклонения к добру" предлагались пути воздействия на мораль детей, в отдельной главе "об истинном познании Бога" шла речь о привитии детям христианской веры. В ней говорилось также о путях формирования "телесной силы", "душевной твердости", о последовательности изучения наук, языков, о воспитании любви к природе, о помощи ближнему и о многом другом . Екатерина считала, что человек должен воспитываться в вольной, не ограничивающей личность обстановке.


В технических вузах (а в "физтехе" особенно) аудитория студентов преимущественно мужская, и разговор напрямую "о женском движении", "о женских организациях" и их деятельности как-то настораживает студентов, мол зачем нам это нужно? Поэтому мы избрали иной путь, именно через личности, на историческом фоне, параллельно с анализом общественного движения в России донести до студентов ту же самую богатейшую историю женского движения в России. Живое любопытство у студентов вызывает рассказ о влиянии не только императоров, но и их жен (императриц) на общественную жизнь России. Например, тщательно расписывая основные меры Николая I по упорядочению государственной жизни и, в частности, говоря о преобразованиях "Собственной его императорского величества канцелярии", созданной еще при Александре I, мы раскрываем функции всех четырех постоянных отделений канцелярии и невольно приковываем внимание студентов к 4-му отделению, которое было создано в честь императрицы Марии Федоровны (матери Николая). В этой связи перед студентами предстает и образ Марии Федоровны. Она была образованнейшей женщиной, большой ценительницей искусства, сама писала картины, создала портреты своих сыновей, при ее содействии уже в то время в России возникали женские учебные заведения, институты благородных девиц, училища, приюты, больницы, богадельни. Умерла Мария Федоровна в 1828 г., намного пережив своего мужа императора Павла I. 4-е отделение "Собственного его императорского Величества канцелярии" занималось управлением образовательных и благотворительных учреждений .


Чтобы перед студентами предстала более объективная история, мы приводим в лекциях конкретные факты о влиянии императриц на императоров и проводимую ими политику. История дает нам примеры, подтверждающие, что император Николай II действительно был личностью, подверженной влиянию как матери, так и жены. Мать Николая II - Мария Федоровна (датская принцесса Дагмара) - сильная личность, получившая прозвище "гневная", была очень строга по отношению к детям, а их в семье было шестеро. Дети очень почитали старших и были беспрекословно послушны. Отношение Николая II к матери - пример искренней любви сына. Известна их переписка, обращение Николая к матери нежное: "моя дорогая душка, мама" и каждое письмо кончалось словами: "навеки любящий тебя, твой Ники" . Мария Федоровна, в свою очередь, очень любила Николая, жалела его как царя и сына, на которого все время обрушивались страдания. Она не одобряла того, что происходило при дворе, терпеть не могла Распутина, осуждала Александру Фёдоровну. Мария Федоровна прожила долгую жизнь, умерла в изгнании в 1928 г. Она испытала все горести, которые только может испытать мать: мужа и двух сыновей (Александра и Георгия) похоронила в России. А Николая, Михаила и пятерых внуков оплакивала 10 лет, в изгнании.


Велико было влияние на Николая II его жены - Александры Федоровны (Гессен-Дармштадской принцессы), которая видела неопытность своего молодого мужа и считала своим долгом давать советы, рекомендации. Но к сожалению, один её неудачный выбор сменял другой.


Благодатной темой для показа роли женщин, стоящих у истоков женского движения в России, является тема "Общественное движение в России в XIX в." Идеи свободы и равенства женщин витали в России уже в 30-40-е гг. XIX в. Их выразителями явились участницы московского кружка, Александра Ивановича Герцена, в который входили наряду с мужчинами Наталья Александровна Герцен, Елизавета Богдановна Грановская, Мария Федоровна Корш, Татьяна Алексеевна Астракова и др. Каждая из женщин герценовского круга была незаурядной личностью, индивидуальностью. Т.А. Астракова (подруга жены Герцена) разделяла убеждения А.И. Герцена и стала посредником между Зольной печатью и Россией, когда он оказался в эмиграции. Татьяна Петровна Пассек (кузина Герцена, выросшая вместе с ним и ставшая женой его друга) написала воспоминания "Из дальних лет", в которых запечатлены интересные факты из жизни Герцена и его окружения . Да, эти женщины боролись за личную свободу, но постепенно осуществлялся переход от отдельных попыток личного освобождения к массовому движению за женское равноправие, которое А.И. Герцен назвал "настоящим, сознательным протестом и переломом" .


Говоря о демократическом движении в России во второй половине XIX в., мы одновременно ведем речь о поборницах женского равноправия того времени: М.В. Трубниковой, Е.И. Конради, Н.В. Стасовой, А.П. Философовой. В лекции рассказываем, что побудило женщин, представительниц не только разночинной среды, но и дворянского сословия, встать на путь борьбы за равноправие женщин. Студенты с неподдельным интересом слушают их биографии и поражаются их тонкому восприятию российской действительности, их конкретными деяниями по облегчению жизни женщин, особенно молодых, связанных с созданием воскресных школ, производственных ассоциаций, борьбой за высшее образование и пр.


Трогает студентов и деятельность нигилисток, радикально настроенных девушек, придерживавшихся крайних взглядов, которые впоследствии примкнули к революционным кружкам. Многие из них осуществляли в 60-е годы хождение в народ, что было "женской стихией", и через сельские школы, фельдшерские курсы при земствах несли не только идеи просвещения, но и вели революционную пропаганду. В Тверской губернии, например, в I872-I873 гг. учительствовали С.Л. Перовская, Л.В. Чемоданова, А.Я. Ободовская. Их поддержала группа учительниц Новоторжского и Тверского уездов: А.А. Глазухина, О.Д. Шевырева, А.И. Львова и др. В 1874 г. их всех обвинили в политической неблагонадежности, отстранили от педагогической работы и привлекли к дознанию .


Традиции женского движения в России XIX в. были восприняты следующим поколением активных деятельниц этого движения в веке XX. В связи с освещением в курсе проблемы возникновения политических партий в России мы находим возможность дать психологические портреты тех женщин, которые смогли ярко проявить себя в либеральных и социалистических партиях. Например, в кадетской партии - это А.В. Тыркова, участница февральских событий 1917 г, прекрасный организатор, идейный вдохновитель, зажигающий своими лекциями и выступлениями молодежь, и автор многих интересных исследований по женскому вопросу. Живой интерес вызывает у студентов образ беспредельно преданной своим идеям М.А.Спиридоновой - лидера эсеровской партии. Характеризуя отношение российской социал-демократии к женскому движению, мы: говорим о признанных лидерах этого движения меньшевичках - А. Аксельрод, Л.Арманд и большевичках - П.Ф. Куделли, Л.Н. Сталь, Х.Н. Самойловой. Среди них и имя Александры Васильевны Артюхиной, происходившей из семьи ткачей Вышнего Волочка Тверской губернии.


Говоря о первых годах советской власти, о первом составе советского правительства, есть возможность раскрыть личность А.М.Коллонтай; обратиться к личностям Н.К.Крупской, И.Ф.Арманд. И, наконец, показывая работу широко развернувшейся сети общественных организаций в первые годы советской власти; - кооперативных, молодежных, профсоюзных, говорим и о женских делегатских собраниях, о женотделах и об огромной организаторской работе ее лидеров, вскрываем отличительные черты лидеров старшего поколение женорганизаторов в советской России от нового поколения, становление которых шло уже в период формирования командно-административной системы власти.


Итак, опыт показывает, что изучение истории на основе всестороннего, в том числе и гендерного подхода к ней, делает эту науку незаменимой в воспитании молодежи. Нельзя формировать личность человека, не посвящая его с детства в то, что жизнь его будет протекать в коллективах, где есть и мальчики и девочки, что он живет в обществе, где есть мужчины и женщины, что он будет создавать семью, которая состоит из разнополых индивидуумов, особенности которых придется учитывать. Отвечая на вопрос, что дает им такой подход к изучению истории, студенты пишут, что они с удивлением узнают об участии женщин наравне с мужчинами в исторических событиях, об их роли в развитии культуры, науки, об их трудной борьбе за равноправие, за свободу выбора и возможности реализоваться как личности.


Примечания


Российские самодержцы. I80I-I9I7. М., 1994. С.28-33.


Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С.674-675.


Переписка Николая II и Марии Федоровны // Красный архив. 1927. Т.З. С.204-208.


См.: Литературное наследство. М., 1955. Т.63.


Герцен А.И. Собр.соч. Т.XI, 1957. С.465.


Психологические портреты женского движения можно извлечь из литературы: Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении. М., 1988. С.102-230; Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (I860-I9I7). Иваново, 1994. С.65-75.


Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении. М., 1988. С.229.






Экспрессивные формы обращения в аспекте русской разговорной речи | Стилистическая система русского языка - 1 | Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности | Об эволюции в системе жанров современной русской газеты | Современное русское просторечие как динамическая система | Определение референции | Что такое разговорный диалог? | Лексикостилистические процессы в языке литературы пореформенной России | Проблема нормы в современной устной научной речи | Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла | Механизмы интер­текстуальности | Возможности применения контент-анализа документов при изучении гендерных отношений | Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне | Подходы к изучению интертекста | Карта сайта | Русский язык и Московский университет | Подходы к исследованию произносительных особенностей дискурса





0.029 секунд RW2