О чем может сегодня сказать социология женских и гендерных исследований? Как реагировали высшие учебные заведения и академии наук на появление women's studies? Поддерживали или оказывали сопротивление? Какие тактики использовались, чтобы продвинуть новые курсы в учебное расписание?
Инициаторами движения за интеграцию женских и гендерных исследований в образование стали преподаватели истории, социальной и культурной антропологии, литературы, психологии, социологии . Затем и другие (многие другие) дисциплины стали "добавлять" женщин или курсы о женщинах в расписание, вести поиски "пропавших женщин" (Sh.Tobias) в истории, предпринимать попытки "вернуть женщинам историю, а истории - женщин" (J. Kelly). Характерным для раннего периода women's studies методом интеграции женских исследований в социальные и гуманитарные науки был метод, который часто называют "добавить женщин и перемешать"("add-women-and-stir-method") . В центре внимания были, прежде всего, женщины - всех классов и происхождений - т.е., женщины как социальная группа, ранее исключенная из традиционных гуманитарных и социальных дисциплин. Используя новый подход - гендерный - вскоре увидели, что практически все традиционные дисциплины были "гендерно слепы", отражали мужские предубеждения, использовали понятия, которые не подразумевали женский опыт ("труд", "Просвещение", "общественно-политические движения"). Например, социологические исследования труда исключали домашний труд и волонтерскую работу - виды деятельности женщин; изучение эпохи Просвещения игнорировало положение женщин. В истории и социологии общественных движений не было места женским движениям. Таким образом, благодаря "гендерным раскопкам" (остроумное выражение Е. Кочкиной), становились видимыми женские жизни, опыт, женский подход к анализу фактов, явлений и процессов .