|
|
Фактически все концепты, с помощью которых интерпретируется концепт народ, определены эпитетом духовный (ср.: духовная власть н., духовная сила н., духовная связь н., духовная потребность н.). Эпитет материальный (мирской) имеет негативную коннотацию. Внешняя, общая жизнь народа скрывает верховное начало жизни, его внутренний смысл и нарушает внутреннюю целостность народа. Позитивна лишь будущая новая жизнь народа, совершаемая в соответствии с образом (долженствованием идеала) и благоговением народа к истиной жизни. Это благоговение явно не достаточно интенсивно, чтобы стать верой народа. Поэтому вера лишь таится в душе, меж тем как народ предпочитает спорить о вере. Церковная же и государственная плоть этой истинной жизни и веры - духовная власть народа - характеризуется духовным обособлением, отделением, бессилием и подвергается критике за недолжное безнравственное, враждебное и безвольное отношение к народу, за дурное и безуспешное служение. К церкви и государству выдвигаются поэтому нравственные требования и требования альтруизма, которые должны воплотиться в конкретных действиях, направленных на перевоспитание и опеку народа.
Подобно человеку, целый народ обладает судьбой. Судьба народа - предопределенный Богом смысл его истории, заключающийся в особой миссии на пути к человечеству. Самый исторический факт не ограничивается рамками события, но представляет интерес лишь как действенное проявление позиции народа по отношению к Христу. Для каждого народа эта миссия определяет индивидуальные склонности, ошибки и лицо народа - мессию (пророка, сына церкви) в котором исторический смысл приобретает человеческие черты. Роль пророка в духовной иерархии Соловьева состоит в свободном проповедничестве и учительстве, а также в свидетельстве, своего рода независимой экспертизе деяний царей и священников. Выполняя поручение Бога, Пророк призывает следовать предопределенной Богом и прозренной в откровении судьбе народа. В числе мессианских народов Соловьев предпочитает греков, евреев и русских. Эти Божие, богорождающие, теократические народы прокладывают путь к человечеству, открывая смысл истории, другим (чужим, инородным, чужеземным) народам и государствам, тем самым, расширяя пророчество в религиозную идею (ср. своя идея народа, всеобщая идея).