Что же лежит в основе концепции народа ? Опираясь на данные анализа, можно выделить несколько базовых семантических групп концептов: 1) этические (добро, милосердие, любовь, правда, неправда); 2) примыкающие к этой группе религиозные концепты (истина /христа, христова/, вера, образ, дух, Отец, Бог, миссия, судьба); 3) концепты интерпретирующие субъект власти (церковь, государство, царство, личность, пророк, князь, царь, поэт); 4) характеризующие историческую общность народа - (род, племя, нация, народность, человечество); 5) концепты познания - (слово, смысл, понятие, значение, факт, основание, содержание, форма) и 6) признаки народа как системы (единство, целое, целость, согласие, солидарность, совокупность, большинство, связь, часть, элемент), а также метафоры, отождествляющие или соотносящие народ с организмом, землей, почвой, средой, массой, кругом, сферой, началом.
Рассмотрим эти и другие концепты более подробно. Гипербола человека и народа имеет этические основания. Народ, как и человек должен устанавливать внутри себя христианские идеалы (царство Божие), становиться личностью с индивидуальными чертами и характером и только тогда он заслуживает право на жизнь. Жизнь народа протекает в материальном измерении (социальная, национальная, государственная ж.) и всегда в недостаточной мере насыщена духовным началом, которое надо воспитывать, раскрывать, обогащать усилиями духовной иерархии. Геополитические и материальные интересы хоть и признаются основой жизни народа, но порицаются и отвергаются как свидетельство эгоизма. Соловьев последователен в ортодоксальном догмате жестко, разделяющем мирское и духовное. Хотя эталоном его религиозной концепции истории служит все же библия, жизнеописание лиц и народов, наделяющее историю назидательным смыслом.