|
|
Юлия Монахова
Тверской центр женской истории и гендерных исследований
Тверской государственный университет
При анализе гендерных проблем используются практически все известные в настоящее время методы социологического исследования. Каждый из этих методов обладает своими достоинствами и недостатками. Поэтому исследователь выбирает ту или иную технику сбора и обработки данных в зависимости от целей и задач, которые он пытается решить.
Контент-анализ документов относится к количественным методам социологического исследования. Суть формализованного анализа сводится к поиску легко подсчитываемых признаков, которые отражали бы существенные стороны изучаемого явления. Разработка этого метода связана с желанием избавится от субъективности, намеренных и ненамеренных искажений, источником которых могут быть внутренние позиции исследователя, его личные симпатии и антипатии.
Контент-анализ позволяет привести качественные показатели к доступному для различных вычислительных операций виду, а данные, полученные в результате применения такой техники, считаются в достаточной мере объективными. Но к выбору эмпирических индикаторов для обоснования изучаемых показателей исследователь подходит со своих собственных позиций, поэтому полностью освободится от личного отношения к каким-либо процессам практически невозможно, даже применяя подобные формализованные процедуры.
Это можно показать на примере исследования рынка вакансий для безработных Твери, проводимого Центром женской истории и гендерных исследований. При изучении данной темы используется метод контент-анализа объявлений о свободных рабочих местах, публикуемых в газетах "Работа для Вас" и "Из рук в руки" в декабре 1999 г. Один из показателей, отражающий гендерные аспекты занятости, был назван индексом дискриминации женщин при приеме на работу. Его следует рассчитывать путем деления суммы предложений рабочих мест исключительно для мужчин на общее количество "гендерно нечувствительных" специальностей. Основная трудность при формировании этого показателя заключалась в обосновании понятия профессии, которая бы считалась одинаково пригодной для мужчин и женщин. Деление рынка труда на мужские и женские сектора зависит от ряда специфических факторов и может существенно отличаться для каждого государства, отдельного региона, города и периода времени, поэтому не существует его универсальной модели, позволяющей проследить происходящие изменения. Для решения этой проблемы был проведен специальный анкетный опрос, где респондентам предлагалось отнести каждую из имеющихся в списке вакансий к одной из трех групп: "традиционно женские", "традиционно мужские" и "одинаково пригодные для мужчин и женщин", а также ответить на вопрос о причинах своего выбора. Критерии классификации предложенных специальностей чаще обосновывались участниками опроса на основе их оценки соотношения мужчин и женщин, составляющих данную профессиональную группу, наличием или отсутствием необходимости применения физической силы в процессе труда, связью "женской" работы с выполнением домашних обязанностей и т.д. Таким образом, один из эмпирических индикаторов основан на субъективных знаниях респондентов о рынке труда и их стереотипных представлениях полоролевого поведения в профессиональной деятельности. Необходимость избежать искажений заставила использовать объективную статистическую информацию с целью формирования дополнительных критериев выше перечисленных показателей. Поэтому определение "гендерно нечувствительной" специальности включает следующие эмпирические индикаторы:
- определение данной специальности как "гендерно нечувствительной" более чем половиной респондентов, участвовавших в исследовании,
- наличие на рынке труда представителей обоих полов, обладающих требуемой профессиональной подготовкой.
Приведенный пример показывает сложность построения индексов для объективного измерения информации даже при использовании количественных методов социологического исследования. Кроме того, контент-анализ не позволяет исчерпывающе раскрыть полное содержание документа и пригоден для решения довольно узкого круга вопросов. В исследовании рынка рабочих мест измерению поддаются следующие показатели:
1. уровень возрастных ограничений для мужчин и женщин,
2. средняя оплата труда в зависимости от пола работника,
3. соотношение уровней оплаты труда по вакансиям, изъятым с "гендерно-нейтрального" рынка в пользу мужчин и оставленным для свободной конкуренции,
4. уровень образования необходимого мужчинам и женщинам на рынке труда,
5. пол и предложение работы в зависимости от формы собственности предприятия,
6. размеры секторов рынка рабочих мест для мужчин и женщин,
7. соответствие профессионально-квалификационного состава безработных имеющимся вакансиям,
8. соответствие предложения образовательных услуг требованиям рынка труда.
Но необходимо помнить, что существует одно очень серьезное ограничение при использовании контент-анализа для этих целей. Действительно, возможно измерить все вышеперечисленные показатели, но только для свободного рынка рабочих мест, то есть тех, которые можно получить без "протекции".
В некоторых областях гендерной социологии, при наличии обширного и несистематизированного материала формализованный анализ может быть более эффективен, чем другие методы. Его чаще всего применяют для изучения статей, публикуемых в печатных изданиях и посвященных женской проблематике. В подобных исследованиях обычно ставятся следующие задачи:
- определить уровень интереса к женской теме с помощью измерения количества, объема и места публикаций, посвященных женщинам на страницах печатных изданий,
- установить степень освещенности политической, профессиональной, культурной, социальной и других видов деятельности женщин,
- выявить образы женщин и мужчин, формируемых средствами массовой информации.
Но даже при одинаковой постановке задач результаты исследований не всегда сравнимы и сделанные на основе полученной информации выводы могут противоречить друг другу, что, во-первых, связано с подбором материалов для анализа, во-вторых, с применением для выработки показателей, подлежащих измерению, абсолютно различных подходов. Результаты контент-анализа российских газет ("Известия", "Правда", "Сегодня", "МК" и "Российская газета"), проведенного фондом "Общественное мнение" в апреле 1995 г., свидетельствуют, что "профессиональная деятельность женщины является основным коньком, благодаря которому представительница слабого пола может привлечь внимание прессы. При этом российские журналисты чаще всего пишут о женщинах - политиках и руководителях, актрисах и певицах, журналистах и литераторах, специалистах с высшим образованием, моделях и спортсменках. Обращает на себя внимание то, что практически нет текстов о представительницах древнейших профессий или женщинах-экстрасенсах. Прессу интересует женщина дела" . Исследователи фонда, показывая полученные данные, на мой взгляд, делают слишком обобщенный вывод об образе женщины в представлении отечественных СМИ, основываясь на изучении только лишь центральных газет за недельный период времени, и не отмечая при этом способ формирования индикаторов, используемых для сбора информации, позволивший им прийти к подобным выводам. Мы можем лишь предположить, что фондом "Общественное мнение", вероятно, анализировались любые упоминания о профессиональной деятельности женщин в текстах публикаций. Отсутствие сведений о методах получения результатов при таком подходе делает невозможной ссылку на них без дополнительной проверки.
Другое исследование образа российской женщины в СМИ при помощи контент-анализа документов проведено ассоциацией журналисток в 1997 - 1998 гг. Для изучения были взяты самые различные печатные издания - федеральная и региональная пресса, газеты разного тиража и направленности, рассчитанные на широкий спектр социальных групп. Самая близкая с выводами фонда "Общественное мнение" интерпретация дана ассоциацией журналисток при анализе общероссийской газеты "Коммерсантъ-Daily". "Если попытаться составить некий обобщенный образ "женщины "Коммерсанта"", - говорится в комментарии к исследованию, - "то это - прежде всего - активная преуспевающая женщина. Активная в любой сфере, какой бы она ни занималась, от политики до криминальной деятельности" . Прямо противоположный результат получен при изучении прессы северо-западного региона страны, где представлен "образ российской женщины как проститутки, преступницы или домохозяйки" . Поэтому исследователи осторожно подходят к обобщению собранной информации, не ставя задачу сделать вывод об отношении к женщинам печатных изданий России в целом. Кроме того, хотя в тексте комментариев нет четких указаний на способ формирования единиц анализа и счета, но он просматривается в изложении результатов, которые могут быть использованы для сравнения.
Метод контент-анализа документов в гендерной социологии позволяет изучать широкий спектр проблем: от исследования женских и мужских секторов рынка труда до анализа брачного поведения населения. Но необходимо учитывать ограничения этого способа сбора данных и то, что применение формализованных процедур не гарантирует объективности полученной информации.
Примечания
Женщины. Фонд "Общественное мнение". Контент-анализ российских газет // Социс. 1996. №2.
Образы женщин в современной российской журналистике. Анализ федеральной и региональной прессы. Выпуск второй. 1997 - 1998 гг. М., 1998.
Там же.