Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Стилистическая система русского языка - 1 < Язык русского фольклора: опыт интерпретации < Терминологический спектр стилистики художественной литературы < Типы мотивированности антропонимов в детской речи < Экспрессивные формы обращения в аспекте русской разговорной речи < Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности < Юридизация естественного русского языка как фундаментальная проблема юридической лингвистики < Пути образования и функционирования аббревиатур в авиационной терминологии < Особенности современной печатной рекламы (параграфемный аспект) < Лексико-грамматические средства реализации функций газетных заголовков < Особенности формирования лексики русского компьютерного жаргона < Лингвостилистическая норма в аспекте компьютерных технологий < К вопросу о функциональностилистическом статусе судебной речи

Стилистическая система русского языка - 1 - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности

Е. И. Голанова


Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН


массовая публичная коммуникация, публичный диалог, стилистика речевого жанра


Summary. This text considers some problems of modern communication and linguistic peculiarities of oral public dialogue.


1.1. Для языковой ситуации последних десятилетий ХХ века, отражающей новую общественнополитическую реальность России, характерна актуализация разных форм публичной речи, прежде всего - публичного диалога.


Основная прагматическая цель публичного диалога - получить в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через массмедиа для широкой публики. Целенаправленность этой информации, обращенность к "двойному" адресату, ориентация на массовую аудиторию - общие исходные позиции, которые определяют и ряд общих черт в языковом облике разных типов публичного диалога (формулы обращения и поддержания контакта, выбор языковых средств, экспрессивные приемы, типы связи репликвысказываний).


1.2. Коммуникативноречевое пространство публичного диалога (ПД) включает такие традиционные жанры, как "интервью", "беседа", "прессконференция", "круглый стол" и нек. др., широко представленные средствами массовой информации.


Значительные жанровостилистические различия этих типов ПД связаны с действием ряда коммуникативнопрагматических факторов: цель и тема диалога; ситуация, обстановка, в которой он происходит; социальный статус и языковая компетенция говорящих; вид массмедиа, канал информации (телевидение, радио или пресса).


Наиболее востребованным типом ПД в наши дни стал жанр интервью ("И"), выступающий в двух своих разновидностях - "И" звучащее и "И" печатное.


2.1. Современная публичная коммуникация создает новые типы текстовых структур, основанных лишь частично на диалоге, где нет четких границ между диалогическими и монологическими формами, где диалог может идти на фоне театральных вставок или музыкальных иллюстраций, как комментарий, как дополняющий и разъясняющий текст.


Появлению новых жанров и типов речи активно способствуют современные масс- медиа (ср., например, теледебаты и дискуссии, теле- и радиоигры с вопросами и ответами, телеобщение с "героями дня" и "героями дня без галстука", разноголосые токшоу).


2.2. Номинация "токшоу", соединяя в своей семантике два смысла - "разговор, диалог" и "представление, зрелище" - стала удобным обозначением большого круга медийных программ, от интерактивных игр до общественного обсуждения серьезных, актуальных проблем. Жанр токшоу занял свое место в общей системе массовой публичной коммуникации, которая, используя "технические завоевания", широко отражает "сложные формы речевого общения и взаимодействия и структурные своеобразия того общества, в котором она осуществляется" (В. В. Виноградов).






Русский язык и Московский университет | Прикладная лингвистика | Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности | Особенности современной печатной рекламы (параграфемный аспект) | К вопросу о функциональностилистическом статусе судебной речи | Синтаксис и политика: о неполных и эллиптических предложениях | Типы интер­текстуальных отношений | Национальная идентичность в аспекте отношений метрополии и диаспоры | Женские и гендерные исследования в США | Образ современного русского телезрителя по данным обращенных к нему текстов | Юридизация естественного русского языка как фундаментальная проблема юридической лингвистики | Концептуальные основы учения о самоорганизации | Лингвостилистическая норма в аспекте компьютерных технологий | Тезисы выступлений - 1 | Функции интертекста | Слово Текст Язык | Типы мотивированности антропонимов в детской речи





0.388 секунд RW2