Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Концептуальные основы учения о самоорганизации < Проблемные поля синергетики < Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации < К вопросу о принципах развития системы смысла < Механизмы формирования смысла и механизмы памяти < Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Если Бергсон различает два ви - Концептуальные основы учения о самоорганизации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Механизмы формирования смысла и механизмы памяти


Если Бергсон различает два вида памяти, то Сантаяна различает два вида знания: память - знание о прошлом опыте психеи - и разум или интеллект - концептуальное знание о вещи или событии. Говоря о памяти как об опыте прошлого, Сантаяна имеет в виду в первую очередь то, что у Бергсона получило название образов-воспоминаний, хотя его интерпретация этого понятия иная. Непременным условием наличия памяти Сантаяна ставит то, что Бергсон отмечает как идеальную реализацию воспоминания, а именно: сосуществование чистого воспоминания, воспоминания-образа и восприятия. По Сантаяне, сила воспоминания заключается не в повторении (механической памяти), тем более, не в точном повторении, которое исключает совершенную память, и не в полноте образа прошлого (созерцательной памяти). Сила воспоминания - в проекции сущности на определенную точку отношений в прошлом, в одновременном установлении тождества и различия субъектно-объектного единства двух моментов опыта - прошлого и настоящего. Представляя собой внутренний объект, воспоминание образует конечный продукт деятельности мышления, направленный на постижение объекта внешнего мира, восприятие которого состоялось в прошлом. Воспоминание в результате связывает субъекта с внешним миром, с реальностью, так как, являясь интенциональным обобщением формы объекта, способно направлять акт мышления на соответствующие предметы и явления внешнего мира.


Субъект в процессе воспоминания осознает свою я-объектность, но переход к я-объектности осуществляется не столько в пространстве, сколько во времени. Именно память, с одной стороны, образует рамку "здесь" и "теперь", в которую вкладывается картинка прошлого, т.е. устанавливает временной разрыв; с другой стороны, память создает и синхронизирует субъектно-объектное единство, характерное для ситуации восприятия. Память осуществляет селекцию как пространственную (выхватывая, как и восприятие, часть прагматического контекста ситуации и тем самым разграничивая передний и задний план), так и временную (создавая передний и задний план временной последовательности). По Бергсону, "субъект и объект соединяются в экстенсивном восприятии, так как субъективный аспект восприятия состоит в сжатии, совершаемом памятью, а объективная реальность материи сводится к многочисленным и последовательным возбуждениям, на которые это восприятие внутренне разлагается" (Бергсон 1992, 201).






Легитимация гендерного подхода в дисциплинах философского цикла | Терминологический спектр стилистики художественной литературы | "Женственность" текстов немецкоязычной экспериментальной поэзии | Возможности применения контент-анализа документов при изучении гендерных отношений | Женские и гендерные исследования в США | Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации | Экспрессивные формы обращения в аспекте русской разговорной речи | Концептуальные основы учения о самоорганизации | Народно-литературные афоризмы как особый жанр современной русской речи | Некоторые проблемы преподавания истории с позиции гендерного подхода | Прикладная лингвистика | Референция художественного текста | Слово Текст Язык | Современное русское просторечие как динамическая система | Референция текста | Русский язык как средство международного общения | Двойственная природа концепта





0.030 секунд RW2