Первая, предполагает, что преподаватель, начинающий свою деятельность по гендерному образованию, будет акцентировать внимание слушателей именно на идеологической стороне гендерных исследований, повсеместно и постоянно подчеркивая ситуацию существования и воспроизводства в обществе иерархизированной половой дифференциации и стратификации, то есть социального неравенства по признаку пола. Ключевыми и системообразующими понятиями, через которые будет раскрываться проблемы, обсуждаемые в процессе обучения, будут понятия "феминистская теория", "дискриминация по половому признаку", "сексизм", "гендерное равенство и пути его достижения". Обычно такие курсы называются "Гендерные исследования" или "Введение в гендерные исследования". Методика их построения предполагает использования принципа "от общего к частному", то есть изложение учебного материала начинается с методологических оснований феминистского и гендерного подхода. Студенты с первой же лекции погружаются в феминистский дискурс, осмысляют специфику феминистской критики, знакомятся с популярными гендерными теориями.
Вторая стратегия ("мягкая") ориентирована на поэтапное включение гендерного знания в содержание программ вузовского обучения. Эта стратегия не означает, что преподаватель "изменяет" идеям феминистской и гендерной теории, просто он использует другой методический прием при представлении системы нового знания. В процессе чтения гендерного курса воспроизводится не итоговый вариант эволюции гендерной теории, а путь логического развития гендерных идей в контексте какой-либо научной области знания более знакомой студентам. Так, например, в социологической дисциплине - это будет представление эволюции идей в рамках полоролевого подхода, к исследованиям женщин, а затем к собственно гендерным исследованиям. В психологической науке - развитие гендерного знания от изучения проблемы половых различий, к исследованиям психологии женщин, потом - к гендерным исследованиям. В этом случае используется методический принцип "от частного знания к общему". Студенты постепенно включаются в феминистский и гендерный дискурс, связывая такие знакомые понятия, "как половые роли", "социальный статус", "половые различия" с новыми, незнакомыми понятиями. Преподаватель может не сразу начать читать полноценный гендерный курс, а готовить студентов к восприятию нового знания путем включения информации гендерного содержания в те темы преподаваемых дисциплин, в которых это знание содержательно будет уместно.
в преподавание социальных и гу |
Первая, предполагает, что пре |
Второй круг проблем методичес |
Перед преподавателями, имеющи |
Вторая значимая задача в деят
Страница полностью Полная страница |