В процессе "гендерных раскопок" началось также критическое осмысление "объективного" знания; критическому анализу подверглись также традиционные университетские дисциплины, лежащие в основе социально-гуманитарного образования. Если на первом этапе развития women's studies чаще действовал принцип "добавить женщин и перемешать", то на втором этапе - этапе пересмотра традиционного знания и учебных курсов - в фокус исследовательниц и преподавательниц попали новые сферы знания (сексуальность, тело, насилие, частная жизнь, природа патриархата). То есть, новый (гендерный) подход поставил вопрос о дисциплинах (например, как привилегированное положение ученых-мужчин влияло на производство научного знания? Что отбиралось быть достойным научного (исторического, социологического и т.д. знания?). В развитии содержания women's/gender studies многие выделяют и третий этап, характерной чертой которого является внимание к различиям и неравенству между женщинами (классовые, расовые, этнические, возрастные и др.), понимание разнообразия женских опытов.
Развитие женских/гендерных исследований и учебных курсов на их основе стало возможным во многом благодаря появлению к этому времени в университетах довольно большого количества женщин, прежде всего, среди ученых и преподавателей в сфере гуманитарных и социальных наук. Они привлекли внимание ученых и общественности к отсутствию исследований о роли женщин в истории, науке; к культурному формированию женственности и мужественности и представлений о ролях полов в обществе и т.д. Были опубликованы работы о продолжающейся дискриминации женщин в общественной и частной жизни, на рынке труда; об ограниченном доступе к образованию и профессиям, а также к политике на уровне принятия решений. Углубляясь в исследования отношений полов, изучая отношения пола и власти, они бросили вызов традиционным представлениям о роли женщин и о половых различиях, укоренившимся в истории, литературе, психологии, социологии. Среди историков эпохи women's studies Джоан Келли была одной из первых, подвергших сомнению привычную периодизацию в истории и ее соотнесенность с женским опытом. Например, она в своих исследованиях показала, что эпоха Возрождения не была возрождением для женщин . В антропологии исследования Маргарет Мид поставили под вопрос тезис о предписанности гендерных ролей. В социологии Алис Росси в работе о равенстве полов подвергла критическому анализу традиционные концепции о ролях женщин в современных обществах и проложила дорогу новым подходам в исследованиях гендерных ролей.