Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Гендерные методы в преподавании < Программа конференции < Участницы(ки) Тверской конференции < Тезисы выступлений - 1 < Тезисы выступлений - 2 < Тезисы выступлений - 3 < Приложения = Приложения = Рекомендации для организаторов учебных программ по женским и гендерным исследованиям = Методические рекомендации к видеофильмам = Женская Учительская школа Максимовича - = Из фондов научной библиотеки ТвГУ:

Приложения - Гендерные методы в преподавании - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Методические рекомендации к видеофильмам

Татьяна Гречушникова


Тверской центр женской истории и гендерных исследований


Тверской государственный университет


"Mдnner in Deutschland", "Frauen in Deutschland" (Inter Nationes, 1999)


1.Краткая информация о фильмах


Серия видеофильмов "100 лет Германии", выпущенная в 1999 году на немецком языке образовательным концерном "Интер Национес" (Inter Nationes) и Юго-Западным Радио Германии (Sьdwestrundfunk SWR), состоит на сегодня из 52 серий (порядка 30 минут каждая), посвященных самым разным темам культурно-исторического, политического, страноведческого плана. По замыслу авторов основные акценты в фильмах сделаны, однако, не на исторические или политические события, а на будни простых граждан, влияние социальных факторов на формирование их взглядов и представлений, их жизненный опыт и поведение в тех или иных житейских ситуациях или политических катаклизмах - от отношения к еде, машине, шлягерам, школе и т.д. до вопросов равноправия полов, воссоединения Германии или ее места и роли в Евросоюзе. Подобное освещение материала дает возможность активно применять данные видеофильмы в процессе преподавания гендерных дисциплин на целом ряде факультетов ТвГУ.


2. Хронология фильмов


Трансформация личностных характеристик и социальных ролей мужчин и женщин в Германии XX века представлена на фоне основных вех современной немецкой истории: первой и второй мировых войн, образования двух немецких государств и последующего воссоединения Германии и т.д.:


3. Краткое содержание фильмов (реферативный перевод)


"Мужские портреты"/"Mannsbilder - Mдnner in Deutschland"/


"The problem of image" (Inter Nationes, Sьdwestrundfunk SWR , 1999).


Мужчина начала века - молодцеватый, не пьянеющий от выпивки, задиристый носитель "корпоративной чести". В семье это патриарх, за которым всегда последнее слово по отношению к "верноподданным" - жене и детям. Практически во всех социальных слоях популярен образ физически сильного мужчины-спортсмена. Однако идеал мужчины - это "мужчина в униформе". Военные - это "украшение и гордость нации", поле мужской чести - поле брани, цель жизни - героическая смерть в бою, образец для подражания юношей - добрый фронтовой товарищ, при необходимости пожертвующий жизнью во имя друзей и Германии. Ассоциирующиеся с мужественностью мечты о силе и власти постепенно трансформируются в идеи о мировом господстве германского духа.


Первая мировая война оборачивается, однако, не триумфом Германии, а унизительным поражением и разочарованием. Уцелевшие мужчины уже не безоговорочные социальные лидеры: фронтовые неврозы, посттравматический синдром, вынесшие тыловые тяготы войны и, как следствие, ставшие более самостоятельными женщины - все это причины колебания привычной системы социальных ролей. Бывший фронтовик мечтает о реванше. Развиваются боевые вида спорта (например, бокс), кумиром молодежи становится мужчина, разбирающийся в технике - элегантный отважный автогонщик.


Во времена нацизма в культ возведена воинственность "настоящего мужчины" - атлета арийской расы. Пропагандируемый первоначально образ "настоящего немца" - добродушного, работящего, благонадежного земляка - постепенно трансформируется в образ бескомпромиссного бойца, "сильного и беспощадного как дикий зверь". Кумиром молодежи становится военный летчик. Официальная хроника с места боев восхваляет мужество и стойкость немецкого солдата.


В 1945 году окончательно похоронены мечты о мировом господстве германских героев. С фронта возвращается "мужчина без Родины", зачастую чужой даже в собственной семье.


Основным лозунгом конца сороковых - начала пятидесятых годов становится "Засучить рукава, восстанавливать и строить!". В Восточной Германии образцом для подражания становится рабочий-ударник, перевыполняющий план, на Западе - шахтер, как символ тяжелого физического труда и настоящей мужской работы в промышленности. Полем чести настоящего мужчины становится его рабочее место. Типично мужские места для отдыха - пивные ресторанчики; футбольные матчи; где присутствует дух борьбы и допускается проявление мужских эмоций, стрелковые ферейны - отголосок идей мужского фронтового братства.


60-70 годы - годы растущего благосостояния. Техника - личный автомобиль - доступна большинству мужского населения. Мужчина за рулем, вывозящий на выходные семью на природу - это "глава семьи, гонщик и покоритель природы одновременно". Роль "семейного патриарха и тирана" постепенно становится менее значимой. Социальный кризис мужчин зачастую усугубляется растущей женской активностью: женщины осваивают прежде типично мужские профессии строителей, юристов, врачей, математиков и т.д. Большинство из них, однако, пока не посвящают себя карьере полностью, отдавая должное семье и домашним обязанностям. Однако рост женского движения, резкое неприятие молодыми женщинами прежних социальных ролей постепенно приводят и мужчин к переосмыслению общественной ситуации. Возникают группы психологической разгрузки, делаются попытки пересмотреть распределение домашних обязанностей, свой экстравагантный выход предлагает активизирующееся движение гомосексуалистов.


Мужчина 80-90 годов - спортивный, посещающий фитнесс-клуб и ухаживающий за своей внешностью, он силен, успешен в достижении поставленных целей и, как следствие, финансово благополучен, элегантен - "немного мачо, немного softy". Жесткое стереотипное мышление сменила гибкость мыслящего и эмоционального человека, стереотипный образ постепенно уступает место многогранному.


"Женские портреты"/"Weibsbilder - Frauen in Deutschland"/


"The female of species" (Inter Nationes, Sьdwestrundfunk SWR , 1999).


Женщины начала 20 века - это оберегаемые и защищенные семьей дочери, нежные, несамостоятельные, повсюду сопровождаемые мужчинами. Их главная жизненная цель - брак, до замужества жизненное пространство ограничивается родительской семьей. Их общественная деятельность - благотворительность в церковных общинах или кругу знакомых.


Первая мировая война становится испытанием на прочность не только для мужчин. Научившись самостоятельно преодолевать житейские трудности, женщины зачастую не ограничиваются более семейным кругом или церковью в качестве сфер своей деятельности. В этот период они успешно ведут борьбу за избирательные права и добиваются избрания в Бундестаг. У политики, однако, все еще далеко "не женское лицо".


В 20-30 годах увеличивается число женщин в профессиональной сфере. Их профессии, однако, относятся к сфере обслуживания (портниха, телефонистка, секретарь-машинистка и т.д.), низко оплачиваются и не предусматривают карьерного роста. Кино и реклама пропагандируют новый образ "современной женщины" - короткая стрижка вместо кос, здоровый загар и мускулы вместо "благородной бледности" становятся символами женской эмансипации.


В годы нацизма образ "новой женщины" сменяется образом "немецкой женщины", в ряду основных достоинств которой - расовая чистота, германский дух, физическое здоровье и способность к деторождению. Материнство, как основная социальная функция женщины, и многодетность политизируются и поощряются государством: за четверых детей матери вручают бронзовый "Материнский крест", за шестерых - серебряный, за восьмерых - золотой. Надпись на ордене гласит: "В ребенке - благородство матери".


Вторая мировая война формирует образ "стойкой маленькой женщины", мужественно переносящей все тяготы военного времени, неутомимо работающей на победу, отдавая ей свои силы, здоровье и детей-солдат.


В послевоенные годы женским становится даже самый тяжелый физический труд: конвейер, расчистка развалин и т.д.


В ГДР в 50-60 годах женщина на производстве становится новым символом эмансипации: социализм, по В.Ульбрихту, "не строят с парикмахершами". Поощряется инициатива работниц по перевыполнению производственных норм, коллег-женщин - соратниц по построению социализма - чествуют в день 8 Марта, государство создает условия для обучения и профессиональной деятельности девушек из малообеспеченных семей, предоставляет социальные льготы работницам-студенткам, молодым матерям. Идеал женщины тем не менее близок к "классическому": порядочность, выносливость, терпение, способность быть хорошей женой и матерью.


На Западе в это время господствует лозунг "Назад к очагу". Из стен школ должны выходить не синие чулки, а аккуратные, прилежные домохозяйки. Право на профессиональную деятельность более не ограничено согласием на то мужа, но основной заработок в семье - мужской, а в СМИ и рекламе активно эксплуатируется образ счастливой домохозяйки: на нее ориентировано большинство рекламируемых товаров (продукты, чистящие и моющие средства, бытовая техника и т.д.), для нее устраиваются шоу-соревнования с призами и "блеском той жизни, что обычно проходит мимо", для нее открыты пансионаты для отдыха матерей семейств. Работающие матери рискуют получить прозвище нерадивой "матери-кукушки". Сохраняется неравенство в оплате мужского и женского труда.


Мировая рекламная индустрия открывает для себя "чудо [красоты] немецких девушек". И если в политике роль женской внешности незначительна (хотя у избирателей будет непопулярен "кирасир в юбке"), то для немецких рекламных концернов это золотое дно: "суть и природа женщины в том, чтобы быть красивой и нравиться мужчинам".


В 60-70 годы западное женское движение призывает отойти наконец от образа "красивой самки" и бороться за другие социальные свободы. В ГДР в эти годы официально провозглашено равноправие граждан и гражданок, женские заработки, однако, зачастую ниже мужских.


После воссоединения Германии в 1989 году именно женщины бывшей ГДР становятся жертвами Воссоединения. Они быстрее теряют работу, лозунг западного общества 50-х годов "Назад к очагу" теперь становится актуальным и для них. В целом же в современной Германии нет превалирующего женского образа. В СМИ присутствуют и деловые супер-женщины, и счастливые домохозяйки, и дерзкие девочки-подростки. Современной женщине важен уже не только внешний вид, но и "внутреннее содержание"; карьера "женщин с характером" - не редкость, но сделать ее женщине зачастую все еще сложней, чем мужчине. Общественные стереотипы изменяются медленнее, чем хотелось бы.


4. Базовые вопросы и задания


4.1. Перед просмотром фильма


а) определите круг возможных тем и вопросов, которые, по Вашему мнению, будут затронуты в фильме


б) "немецкий мужчина"/ "немецкая женщина". Сформулируйте свои ассоциации с данными понятиями устно и/или в виде ассоциограммы


в) какие черты "немецкого характера" кажутся Вам типичными и определяющими?


г) какие события и персоналии ассоциируются у Вас с понятием "немецкая женщина" и "немецкий мужчина"? Назовите источники Ваших знаний


д*) расположите на хронологической шкале следующие понятия и характеристики:


- 1900-1910-1920-1930-1940-1945:


избирательницы и депутатки; под защитой покровителей-мужчин; невинна, благонравна, нежна и любезна; прическа "под мальчика" - прическа шикарной дерзкой девушки; Elida girl - идеальная девушка рядом с вами; "новая женщина" - современная, молодая и уверенная в своих силах; германская, здоровая и способная к деторождению; оберегаемые и охраняемые дочери; карьера исключена; мужественная и стойкая маленькая женщина; jungmдdel вместо girl; "немецкая женщина" вместо "новой женщины"


- 1950-1960-1970-1980-1990-1999:


новый революционный образ работающей женщины; эмансипация; работа и заработок; изящная и приветливая; умеет готовить; прочь от образа красивой самки; хорошая домохозяйка; хорошая мать; Назад к очагу!; домохозяйка года; пансионаты для матерей семейств; матери-кукушки; замужние женщины могут работать с разрешения супруга; чудо "немецких девушек"; самоопределение; Назад к очагу!; привлекательная успешная супер-женщина; дерзкие girls; счастливая домохозяйка; жертвы Объединения


е*) Кому - мужчине или женщине - принадлежат по Вашему мнению следующие высказывания и в каких обстоятельствах они могли бы быть сделаны:


"С утра мужчина идет на работу, он работает по своей специальности"; "Если муж в кои-то веки пьет послеобеденный кофе дома, нужно его побаловать"; "многие женщины имеют профессиональное образование, но большинство полностью посвящает себя домашнему хозяйству. Быть домохозяйкой - это тоже профессия, профессия, приносящая в дом довольно много денег, так как прилежностью, экономностью и смекалкой разумно тратится то, что зарабатывает муж"; "на это раз несколько преодолен комплекс неполноценности домохозяйки, по крайней мере до возвращения домой, когда бурная жизнь вновь пойдет мимо за стенами квартиры"; "матери-кукушки"; "мне пришлось пойти работать, нам приходится много платить за квартиру, к тому же предстоят еще большие покупки"; "это природа и естество женщины, красиво краситься и красиво одеваться, чтобы нравиться мужчине"; "такой же молодой, стройной и изнеженной, такой же сексуальной и беззаботной можешь быть и ты. Ты у своего конвейера, ты на своей кухне с твоими четырьмя детьми"; "я думаю, внешность не сыграла роли в моей политической карьере"; "это наша работа, делать женщин недовольными тем, что они из себя представляют, тем, что они имеют"; "женщина хочет всегда быть красивой для своего мужа или любимого, это логика женщин со времен Адама и Евы"; "в первую очередь женщины должны быть красивы, чтобы мужчины были ими горды".


4.2. В процессе просмотра


а) Выключив звук, попробуйте самостоятельно прокомментировать ряд сцен (в фильме "Мужские портреты" это могут быть сцены спортивных состязаний начала века; хроникальные военные сцены; хроника футбольных матчей, документальные съемки занятий машинами, пивных; съемки мужчин за "типично женской" работой по дому или уходом за ребенком и т.д.; в фильме "Женские портреты" - хроника женских демонстраций начала и первой половины 20 века, кадры довоенной хроники о женской профессиональной деятельности, хроника семейного быта, документальные съемки о труде женщин в промышленности (несколько фрагментов), чествование коллег-женщин, съемка приготовления невесты к венчанию, шоу домохозяек, фрагменты рекламных съемок и т.д.). Сравните свои комментарии с авторскими.


б) сравните имидж женщин и мужчин (одежда, прически, стиль и т.д.) в различные периоды и его связь с социальными изменениями


в) отметьте и сравните важность фактора внешности и ухода за ней для мужчин и женщин


г) проанализируйте и сравните роль звукового сопровождения, жанр мелодий и попробуйте определить принципы их подбора


4.3. После просмотра


а) сверьте свои ассоциации с увиденным, определите наличие и возможные причины совпадений и расхождений


б) сопоставьте с увиденным составленную Вами хронологическую шкалу и при необходимости внесите в нее изменения


в) с учетом увиденного проанализируйте мужские и женские образы, используемые рекламой сегодня.






Художественная литература | Типы мотивированности антропонимов в детской речи | Двойственная природа концепта | Национальная идентичность в аспекте отношений метрополии и диаспоры | Слово Текст Язык | Гендерные методы в преподавании | Тезисы выступлений - 1 | Вы ошиблись !!! | Можно ли говорить о мемуарном жанре? | Женская Учительская школа Максимовича - | Смысл в диалектике субъект-объектных отношений | Концептуальные основы учения о самоорганизации | Подходы к исследованию произносительных особенностей дискурса | Лексико-грамматические средства реализации функций газетных заголовков | Референция художественного текста | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | Типы интер­текстуальных отношений





0.031 секунд RW2