Е. В. Дзякович
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
язык рекламы, параграфемика, синграфемика, супраграфемика, топографемика
Summary. The report is devoted to a urgent problem of modern linguistics - research of paragraphemic means in printed advertising. The means of topographemics, syngraphemics, supergraphemics for creation of effect of the greatest influence are analyzed.
1. Любая разновидность рекламы (как теле- или радиоролики, клипы, так и печатные модули на страницах газет или в городском транспорте) - неотъемлемая часть современной культуры. Следовательно, мы можем говорить и о влиянии рекламы на массовое общественное сознание и на формирование особого слоя речевой субкультуры. Поэтому можно говорить об особенностях построения рекламных текстов, о "поэтике" рекламы и о средствах создания художественной выразительности в рекламе. И как бы поразному ни относился каждый конкретный человек или общество в целом к огромному и неоднородному потоку различного рода рекламной продукции, все эти тексты неизбежно влияют на наше повседневное сознание. Собственно, одна из основных (если не основная) цель рекламы - воздействие: на потребителя, слушателя, возможного покупателя, клиента и т. п. Эта цель может достигаться различными средствами - в зависимости от типа рекламной продукции. И если в рекламных роликах, рассчитанных на зрительское восприятие, воздействие достигается с помощью режиссерской, операторской работы, актерского мастерства и качества словесного содержания, то в печатном рекламном модуле воздействующий эффект строится в основном за счет графических средств и их различных комбинаций.
2. К графическим средствам, которые активно используются в современной печатной рекламе, можно отнести знаки препинания, шрифтовые решения, возможности пространственноплоскостного варьирования - т. е. элементы параграфемики; а также неизменно сопутствующие им рисунки, схемы, графики, цветовое оформление. Совокупность всех этих средств и составляет воздействующий потенциал современного печатного рекламного модуля.
(1) Элементы синграфемики (выразительные возможности знаков препинания и пунктуационных комплексов) широко используется в современной печатной рекламе. С одной стороны, это может быть постановка так называемых семантизированных (вопросительного и - особенно - восклицательного) знаков препинания, с другой стороны - употребление "самодостаточных" знаков препинания, которые не завитсят от их вербального окружения. В этих случаях знаки выступают, как правило, в роли аналогов слов, словосочетаний или понятий.
(2) Супраграфемные элементы (возможности шрифтового выделения) в той или иной мере присутствуют практически в каждом рекламном модуле. Смена шрифтов, их разнообразие, продуманное взаиморасположение обладают значительным воздействующим потенциалом. Наиболее распространенный способ шрифтового варьирования - варьирование размера и цвета букв. Наиболее интересным и, соответственно, более запоминающимся представляются тексты рекламных модулей, где с помощью средств супраграфемики извлекается абсолютно новый смысл, возникает слово, практически никак не связанное с рекламируемым предметом.
(3) Возможности топографемики (пространственноплоскостного варьирования) также достаточно широко используются в современных рекламных текстахмодулях. Однако чаще всего эти возможности не изолированны, а "работают" в сочетании с шрифтовым или фоновым варьированием, с различного рода сюжетными соображениями.
Таким образом, в современных рекламных модулях средства синграфесики, супраграфемики и топографемики не используются изолированно. Параграфемика в целом - неотъемлемая часть нашей сегодняшней культуры, эпохи компьютеров и высокоразвитой полиграфии. Поэтому неудивительно, что реклама (продукция сугубо сиюминутная) активно использует графические выразительные и воздействующие средства.
Е. В. Дзякович Саратовский г |
2. К графическим средствам, к |
(3) Возможности топографемики
Полная страница
|