А. М. Варинская
Одесская государственная морская академия, Украина
стилистика художественной литературы, терминосистема, ключевые термины, "образ автора"
Summary. In the thesises it is said about the formation and development of the lingua stylistic terminology. It is mentioned that the main point is the orientation of terms on understanding of the contents of the text from the author's position (point of view).
1. Формирование терминосистемы стилистики художественной литературы.
(1) Развитие лингвостилистической науки привело к формированию в ней разветвленной, не всегда однозначной терминологии, соответствующей сложной структуре и семантике данной отрасли языкознания.
(2) В XX веке в русском языке появился достаточно перспективный спектр общефилологических, лингвистических и лингвостилистических понятий, связанных с толкованием художественных текстов с позиций целостности и выявления глубинного смысла.
(3) Становление лингвостилистической терминологии продолжается. Ее конструктивная основа в значительной степени связана с исследованиями последних десятилетий и в первую очередь с теоретическими работами В. В. Виноградова.
2. Аспекты творческого поиска русских филологов в области стилистики.
В центре напряженных, дискуссионных и противоречивых творческих поисков находятся базовые лингвостилистические знания, понятия и термины. Они интегрируются в основном такими актуальными проблемами и темами, как: 1) определение стиля, стилистики и ее ответвлений, характеристика стилистической системы во взаимосвязях и взаимодействии; 2) изучение языка и стиля художественных произведений; 3) проблемы художественности вообще и художественной семантики в частности; 4) поиски эффективных методов и принципов стилистического анализа с учетом художественных закономерностей и своеобразия художественной речи; 5) уточнение и актуализация традиционного спектра стилистических приемов и фигур.
3. Ключевые термины лингвостилистики.
В русле концептуальных и категориальных утвердились термины "стиль", "речь", "текст", "целостность", "образ автора", "динамическая семасиология", "речеведение", "единонаправленность" и др.
4. Структура лингвостилистических терминов (ЛСТ).
В абсолютном большинстве ЛСТ однословны или двукомпонентны. Они являются основой для микротерминосистем и терминополей в системноструктурных отношениях между ними и составляющими компонентами. Увеличение числа составляющих в поликомпонентных терминах ведет к снижению терминологичности данных лексических единиц, стимулируя поиск более точных терминов.
5. Поисковая, "рабочая" терминология стилистики художественной литературы.
В своеобразной лингвостилистической терминосистеме много "рабочих", поисковых терминов и терминосочетаний, в значительной мере отражающих модальноволевую сферу исследователей. Трудности в освоении художественных произведений находят отражение в терминологизированном использовании лексики разговорного, публицистического и художественного стилей, както: "чистый автор", "восковой язык", "грязные жанры".
6. Специфика терминосистемы "науки о языке художественной литературы".
Уточнение базовых понятий и терминов в области науки о языке художественной литературы требует целенаправленной опоры на общефилософские и общефилологические термины "содержание", "форма", "язык", "мышление", "слово" - "значение" - "понятие", "язык" и "речь", "текст" и "подтекст", "значение" и "смысл". Сложность основополагающих понятий и соответствующих им терминов обусловливает их расширенное толкование с помощью перифраз. В последнее время в их числе закрепились слова "сцепление", "возвращение", "дальнодействие", "целостность", "единство". Особенно значимы термины "функция" и "стиль" с актуализацией в них семы, ориентирующей не на результат и статику, а на процесс и динамику.
7. Ориентация лингвостилистической терминологии на "образ автора".
Главным направлением в становлении лингвостилистической терминологии является ориентация на постижение диалектики идейнохудожественнообразного содержания с авторских позиций. В настоящее время становление лейтмотивных и конструктивных лингвостилистических терминополей, как и синонимических, квазисинонимических, гипонимических и антонимических отношений между их составляющими, во многом стимулируется и интегрируется "спектральным анализом стиля", ориентированным на художественный синтез и постижение динамической художественнообразной семасиологии с авторских позиций.
А. М. Варинская Одесская гос |
3. Ключевые термины лингвости |
7. Ориентация лингвостилистич
Полная страница
|