|
|
Н. Б. Лебедева
Барнаульский государственный педагогический университет
естественная русская письменная речь, жанры речи, устная разговорная речь
Summary. It is necessary to study natural written language.
1. В отличие от устной разговорной речи, естественная письменная русская речь (ЕПРР) гораздо меньше привлекает внимание исследователей и остается малоизученной. Возможно, такое положение вещей объясняется все еще бытующим наивным представлением о письменной речи как простом отражении устной, разговорной, что подвергал сомнению еще Бодуэн де Куртенэ. Но ЕПРР функционирует и развивается по присущим ей законам и образует особую сферу общественноязыковой практики, называемую письменностью, вот почему представляется необходимым и плодотворным исследование письменного варианта народной речи.
Письменность и письменные тексты традиционно являлись объектом исследования целого ряда наук - филологии, текстологии, палеографии, эпиграфики, семиотики, философии и пр. Но во всех этих дисциплинах объектом исследования обычно являлись тексты, написанные профессионалами, чаще всего - книжные тексты. Что касается естественных письменных текстов (написанных спонтанно и непрофессионально), то как объект исследования они выступали лишь в некоторых аспектах: в историческом языкознании как источник материала; в стилистике художественной речи как вторичные естественные тексты в аспекте выполнения ими специфических художественных задач; в коллоквиалистике как разновидность устноразговорной речи, реализованной именно в письменном виде; встречаются фрагментарные исследования по отдельным жанрам ЕПР (письма, открытки, граффити, сочинения и т. д.). Однако систематическому изучению эти тексты не подвергались, а главное - в них не ставится задача подойти в целом к естественным письменным текстам (содержащим, при всем жанровом, функциональном и стилевом разнообразии, общие признаки) как к особому предмету лингвистического изучения. В то же время, как представляется, имеются определенные основания для выделения и исследования этой разновидности русского языка в качестве специфического предмета русистики, что должно в конечном счете заполнить лакуну в теоретической модели современной русской народной речи. Назвать дисциплину, занимающуюся этим предметом, можно "обыденной грамматологией".
2. Предмет исследования, определенный как "естественная письменная русская речь", имеет определенные специфические черты, позволяющие объединить разнородный письменноречевой материал в нечто целостное под определенным взглядом. Отнесем к ним следующие признаки: 1) письменная форма выражения, что обусловливает ряд вытекающих из нее характеристик: а) функцию медиации; б) открытость, нелимитируемость круга адресатов: сообщение отрывается от автора, выходит изпод его контроля и живет своей жизнью; в) выработанные культурной традицией специфические формы и жанры письменной речи; г) графический способ передачи и все особенности этого способа, в частности семиотические; 2) естественность изложения (отсутствие специализированного отношения к письменной форме, "непрофессиональность"). Этот параметр предполагает два крайних полюса по отношению к специализированности письма: а) бульшая непринужденность и спонтанность, позволяющая более свободное проявление личностного начала, с одной стороны, и б) бульшая "зажатость", скованность в рамках выработанных культурой клише как результат неуверенности в своих "умениях", робости перед авторитетом письма. ЕПРР может быть исследована в русле речевого жанроведения, поскольку представлена исключительно большим жанровым своеобразием: различные объявления, "эпистолы", магазинные и рыночные ценники, "граффити", конспекты, черновики, заметки на полях, сочинения и изложения, шпаргалки, записи в еженедельниках и записных книжках, автобиографии, докладные, объяснительные и др. На разных основаниях выделяются определенные функциональные типы ЕПРР: по спонтанности речевого произведения тексты могут быть спонтанные и подготовленные; по официальности - неофициальные, полуофициальные и официальные; по отношению к источникам - первичные, вторичные, "заготовочные"; по отношению к стандартам - свободные и в разной степени стандартизованные; можно выделить собственно естественные тексты и учебные и др. Возможные разные аспекты лингвистического изучения письменной речи - жанровый; речеведческий, прагматический; семиотический, графический, графологический; пунктуационноорфографический, нормативный, системноуровневый: фонетический, лексико-фразеологический, морфологический, синтаксический, текстовый.