Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Гендерные методы в преподавании < Программа конференции < Участницы(ки) Тверской конференции < Тезисы выступлений - 1 < Тезисы выступлений - 2 < Тезисы выступлений - 3 < Приложения = Приложения = Рекомендации для организаторов учебных программ по женским и гендерным исследованиям = Методические рекомендации к видеофильмам = Женская Учительская школа Максимовича - = Из фондов научной библиотеки ТвГУ:

Приложения - Гендерные методы в преподавании - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Женская Учительская школа Максимовича -

Alma Mater Тверского государственного университета


Валентина Успенская


2 июля, после завершения работы второй сессии нашей конференции мы отправились на экскурсию в музей ТвГУ. Нашим гидом была историк Тамара Бархатова, познакомившая гостей с "женской историей" университета. Знакомая, кажется, со всеми нюансами этой истории со времен своего студенчества, гордая тем, что есть такая история у Тверского университета, в котором училась когда-то, я снова с удовольствием слушала рассказ и вглядывалась в старые фотографии…


Свою историю ТвГУ ведет от женской учительской школы Максимовича, которая открылась в Твери 1 декабря 1870 г. как частное педагогическое учебное заведение по личной инициативе и на средства Павла Павловича Максимовича. Трехгодичная программа общеобразовательной и специальной подготовки включала такие предметы, как русский язык, закон Божий, арифметика, практическая методика, чтение и письмо с основами педагогики. Особое внимание обращалось на устное изложение, так преподаватели считали, что настоящими учительницами могут быть только те, кто умеет ясно, просто и правильно говорить. С 1875 г. школа перешла на 5-летний срок обучения, основательно расширилась программа, увеличился педагогический состав школы, в том числе, за счет приглашения педагогов из столицы. За 1872-1882 годы 116 воспитанниц ("максимовок") окончили курс, 92 из них стали работать учительницами в Тверской губернии.


В мае 1882 г. земство приняло школу полностью в свое ведение. Для повышения квалификации учительских кадров устраивались летние учительские курсы, педагогические съезды. Школа имела большую библиотеку, которую с самого начала начал собирать ее основатель для своих воспитанниц и их преподавателей (известно, что в 1914 г. библиотека насчитывала 18 000 томов). Библиотека была разделена на фундаментальную и ученическую. В ученической был открытый доступ к книгам, а в фундаментальной работал библиотекарь. Помимо этого в каждом классе была классная библиотека со своим каталогом. (Большая часть библиотеки сохранилась и стала основой для Научной библиотеки ТвГУ. Именно там, зачитываясь старыми журналами в поисках материалов для курсовой по истории социальных идей XIX в., набрела я в свое время на "женский вопрос" и "феминизм").


Школа ежегодно выпускала около 40 учениц, за 48 лет существования она подготовила 1200 учительниц. Это не так много, но по уровню образования, по идейной направленности, прогрессивности школу сравнивали только с Петербургской земской учительской школой (в российских журналах второй половины XIX и начала ХХ века "Образование" и "Женское образование" довольно часто публиковались материалы об успехах, особенностях организации учебного процесса и быта Тверской школы).


Известно, что в 1906 г. при школе работал кружок, в котором обсуждался вопрос о женском равноправии в обществе, и руководила его работой сама начальница О.В. Берви-Кайданова (может быть, "вирус" феминизма дожидался меня в старых стенах нашей библиотеки, где я проводила почти все свое студенческое время, - бывшем здании Учительской школы? Во всяком случае, именно в этом здании на Трехсвятской в начале 90-х собирался наш клуб феминистской ориентации "Женский Свет", одним из проектов которого стал ныне действующий Центр женской истории и гендерных исследований в ТвГУ).


После Февральской революции 1917 г. на базе школы был основан учительский институт (позже называемый педагогическим), а в 1971 г. - через сто лет после женской учительской школы - Тверской государственный университет, в старых зданиях которого, на мой взгляд, сохранилась благородная атмосфера нашей allma mater.






Современное русское просторечие как динамическая система | Гендер как инструмент политологического анализа | Категория "гендер" в изучении истории русской литературы | Прикладная лингвистика | Референция предложения | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | Терминологический спектр стилистики художественной литературы | Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне | Гендерный подход в преподавании курса "История России" | Юридизация естественного русского языка как фундаментальная проблема юридической лингвистики | Что такое разговорный диалог? | Художественная литература | К вопросу о функциональностилистическом статусе судебной речи | Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности | Тезисы выступлений - 2 | Русский язык как средство международного общения | Из фондов научной библиотеки ТвГУ:





0.027 секунд RW2