Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Стилистическая система русского языка - 3 < Стилистика XXI века < Об эволюции в системе жанров современной русской газеты < Русский язык и Московский университет < Проблема нормы в современной устной научной речи < Жанр извинения в русской речи < Частицы как показатель специфики внутринациональных речевых культур < Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне < Современное русское просторечие как динамическая система < Подходы к исследованию произносительных особенностей дискурса < Что такое разговорный диалог? < Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр < Народно-литературные афоризмы как особый жанр современной русской речи

Самоидентификация стилистики - Стилистическая система русского языка - 3 - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Стилистика XXI века


Самоидентификация стилистики - в том, что от нее неотъемлемо, что составляет ее предмет и определяет ее статус специальной лингвистической дисциплины. Это - проблема стиля как категории языка и дискурса. Вслед за Балли назначение стилистики видели в изучении "экспрессивных фактов языка с точки зрения их аффективного содержания", что расшифровывается как "выражение чувств с помощью языка" и "воздействие языка на чувство"2. Увлекшись пафосом системности,


Балли позволил укорениться ложному представлению о стиле как о внепонятийном и необязательном феномене. Между тем уже Г. О. Винокур указал, что "без подобного субъективного дополнения в реальной действительности язык вообще невозможен"1. Наиболее четко соотношение стиля, языка и дискурса определил Ж. Женетт. Сопоставляя язык и стиль, Ж. Женетт воспроизвел известное сравнение Соссюра "о неразделимости лицевой и оборотной стороны листа бумаги", а связь стиля и дискурса выразил в афористичной формуле: "…не бывает дискурса без стиля, равно как и стиля без дискурса"2. Максимы Женетта с полным основанием могут быть положены в основу "стилистики завтрашнего дня". Они делают необходимым интеграцию в стилистику новейших лингвистических представлений и ее выход из изоляции и маргинальности.


Язык и дискурс передают информацию о мире, о языке и о текстах. Два основных способа подачи, переработки и восприятия информации - денотация и коннотация. Они различаются не качественно, но способом подачи информации. Денотация и коннотация суть языковые универсалии, они системно заложены в языке, рассчитанном на "удержание себя" в дискурсе и производство дискурса. Стилистика изучает и дает описание коннотативного аспекта строения языковой системы и коннотативного аспекта дискурса и дискурсов во взаимодействии с денотативным. Суть не в том, чтобы привести перечень стилистически маркированных суффиксов или морфологических вариантов. Суть в том, чтобы понять закономерности строения коннотативной системы языка, допускающей и предполагающей такое значимое явление, как интертекстуальность. Суть не в том, чтобы дать классификацию стилей как констант исходя из подтверждаемых статистикой перечня характерных языковых черт. Суть в том, чтобы выявить закономерности формирования коннотативного аспекта дискурса. Стилистика нуждается не только в семасиологии, но и в ономасиологии. На этом пути открывается возможность создания стилистической истории языка - проект, выдвинутый Г. О. Винокуром и в полноте своей никогда не реализованный. Г. О. Винокуру же принадлежит исключительно глубокое замечание о том, что "творчество в области языка преимущественно, если не исключительно направлено именно на стилистические качества языка"3. В исследовании художественного дискурса стилистика, не удовлетворяющаяся перечнем "выразительных средств", должна раскрыть возможности, данные стилистике ее предметом - стилем как способом мышления и познания.






Художественная литература | Типы мотивированности антропонимов в детской речи | Двойственная природа концепта | Национальная идентичность в аспекте отношений метрополии и диаспоры | Слово Текст Язык | Гендерные методы в преподавании | Тезисы выступлений - 1 | Вы ошиблись !!! | Можно ли говорить о мемуарном жанре? | Женская Учительская школа Максимовича - | Смысл в диалектике субъект-объектных отношений | Концептуальные основы учения о самоорганизации | Подходы к исследованию произносительных особенностей дискурса | Лексико-грамматические средства реализации функций газетных заголовков | Референция художественного текста | Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр | Типы интер­текстуальных отношений





0.039 секунд RW2