Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Концептуальные основы учения о самоорганизации < Проблемные поля синергетики < Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации < К вопросу о принципах развития системы смысла < Механизмы формирования смысла и механизмы памяти < Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Я умер, - я долго искал слов - Концептуальные основы учения о самоорганизации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла


Я умер, - я долго искал слов, которыми я мог бы описать это, и, убедившись, что ни одно из понятий, которые я знал и которыми привык оперировать, не определяло этого, и то, которое казалось мне наименее неточным, было связано именно с областью смерти, - я умер в июне месяце, ночью, в одно из первых лет моего пребывания за границей. Это было, однако, не более непостижимо, чем то, что я был единственным человеком, знавшим об этой смерти, и единственным ее свидетелем.


В своем художественном поиске Газданов следует в направлении смены оппозиции душа/тело оппозицией дух/тело, что и дает ему возможность говорить о вечности и бессмертии, не прибегая к мистерии превращения души в некую субстанцию, - путь, намеченный еще Р. Декартом в "Meditationes de Prima Philosophia" (1641). Картезианская формула cogito, ergo sum, художественно преломленная Газдановым, позволяет ему не связывать опыт умирания ни с физиологией смерти, ни с процессом отделения души от тела, но рассматривать его как запечатленное в сознании уникальное эмоциональное переживание.


Утверждение независимости духовного начала от телесного приводит к тому, что преодоление героем Газданова границы между жизнью и смертью, как и в произведениях Толстого, может не совпадать с моментом физической смерти: Александр Вольф в романе "Призрак Александра Вольфа" умирает в своем сознании от выстрела героя-рассказчика на первых же страницах, и то, что его тело продолжает существовать вплоть до повторного выстрела, много лет позднее оборвавшего его земное существование, отнюдь не отменяет первоначального факта смерти. В результате, опыт смерти, будучи приобретенным вне ситуации физического умирания (не только в близком к физическому исчезновению состоянии Александра Вольфа, но и, например, в состоянии полусна-полуяви, как это происходит в романе "Возвращение Будды"), выступает нерелевантным этой ситуации и независимым от нее. Изменение же обогащенного опытом умирания сознания проблематизирует неизменность как духовного тела человека, так и мира, в который вписывается это тело:






Образ современного русского телезрителя по данным обращенных к нему текстов | Референция в языке и тексте | Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в. | Методические проблемы включения гендерной проблематики | Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне | Референция текста | Легитимация гендерного подхода в дисциплинах философского цикла | Наименования женщин по профессии в современном немецком языке | Приложения | Проблема интеграции гендерных исследований в преподавание правовых дисциплин | Интертекст и тропы | Референция художественного текста | Стилистическая система русского языка - 3 | Русский язык и Московский университет | Терминологический спектр стилистики художественной литературы | Карта сайта | Экспрессивные формы обращения в аспекте русской разговорной речи





0.031 секунд RW2