Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Концептуальные основы учения о самоорганизации < Проблемные поля синергетики < Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации < К вопросу о принципах развития системы смысла < Механизмы формирования смысла и механизмы памяти < Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Художественная традиция, опред - Концептуальные основы учения о самоорганизации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Художественная традиция, определяющая ряд особенностей построения концептуальной структуры произведения, находит отражение не только в сюжете, но и в доминирующих концептах, реализующихся, как правило, в мотивной структуре. По мнению Ю.М. Лотмана, "та или иная бытовая деталь или сцепление обстоятельств, повышаясь до уровня сюжетного элемента, создает новые возможности развития событий. При этом способность той или иной детали играть сюжетную роль часто определяется вне текста лежащей социальной и бытовой семиотикой эпохи <...> элементы текста - наименования предметов, действий, имена персонажей и т.п. - попадают в структуру данного сюжета, уже будучи отягчены предшествующей социально-культурной и литературной семиотикой. Они не нейтральны и несут память о тех текстах, в которых встречались в предшествующей традиции. Вещи - социокультурные знаки - выступают как механизмы кодирования, отсекающие одни сюжетные возможности и стимулирующие другие. Каждая "вещь" в тексте, каждое лицо и имя, т.е. все, что сопряжено в культурном сознании с определенным значением, таит в себе в свернутом виде спектр возможных сюжетных ходов" (Лотман 1993, 93-94). При детальном изучении выясняется, что за многообразием романных сюжетов стоит единый мифологический архетип: "безграничность сюжетного разнообразия классического романа, по сути дела, имеет иллюзорный характер: сквозь него явственно просматриваются типологические модели, обладающие регулярной повторяемостью <...> При этом непосредственный контакт с "неготовой, становящейся современностью" парадоксально сопровождается в романе регенерацией весьма архаических и отшлифованных многими веками культуры сюжетных стереотипов. Так рождается глубинное родство романа с архаическими формами фольклорно-мифологических сюжетов" (Лотман 1993, 95). На преемственность отдельных сюжетов и образов обращали внимание В.П. Адрианова-Перетц 1947, О.М. Фрейденберг 1936, А.М. Панченко и И.П. Смирнов 1971.






Программа конференции | Концептуальные основы учения о самоорганизации | Национальная идентичность в аспекте отношений метрополии и диаспоры | Механизмы интер­текстуальности | Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации | Смысл и концепт в аспекте системной организации | Гендерный подход в преподавании курса "История России" | Конференции | Архетипическое и интертекстуальное в модели системы смысла | Тезисы выступлений - 2 | Об эволюции в системе жанров современной русской газеты | Легитимация гендерного подхода в дисциплинах философского цикла | Из фондов научной библиотеки ТвГУ: | Понятие интертекста. Теория интер­текстуальности | Стилистика XXI века | Тезисы выступлений - 3 | Женские и гендерные исследования в США





0.033 секунд RW2