Пишем тексты для сайтов
Получать новости:
От кого: 
Тема: 


= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации = Введение = Референция в языке и тексте = Смысл и концепт в аспекте системной организации = Концептуальные основы учения о самоорганизации = Концепция народа и некоторые вопросы национальной идентичности = Литература. Научные работы = Художественная литература < Концептуальные основы учения о самоорганизации < Проблемные поля синергетики < Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации < К вопросу о принципах развития системы смысла < Механизмы формирования смысла и механизмы памяти < Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Художественная традиция, опред - Концептуальные основы учения о самоорганизации - Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Литературный протокол умирания как самоорганизующаяся система смысла

Художественная традиция, определяющая ряд особенностей построения концептуальной структуры произведения, находит отражение не только в сюжете, но и в доминирующих концептах, реализующихся, как правило, в мотивной структуре. По мнению Ю.М. Лотмана, "та или иная бытовая деталь или сцепление обстоятельств, повышаясь до уровня сюжетного элемента, создает новые возможности развития событий. При этом способность той или иной детали играть сюжетную роль часто определяется вне текста лежащей социальной и бытовой семиотикой эпохи <...> элементы текста - наименования предметов, действий, имена персонажей и т.п. - попадают в структуру данного сюжета, уже будучи отягчены предшествующей социально-культурной и литературной семиотикой. Они не нейтральны и несут память о тех текстах, в которых встречались в предшествующей традиции. Вещи - социокультурные знаки - выступают как механизмы кодирования, отсекающие одни сюжетные возможности и стимулирующие другие. Каждая "вещь" в тексте, каждое лицо и имя, т.е. все, что сопряжено в культурном сознании с определенным значением, таит в себе в свернутом виде спектр возможных сюжетных ходов" (Лотман 1993, 93-94). При детальном изучении выясняется, что за многообразием романных сюжетов стоит единый мифологический архетип: "безграничность сюжетного разнообразия классического романа, по сути дела, имеет иллюзорный характер: сквозь него явственно просматриваются типологические модели, обладающие регулярной повторяемостью <...> При этом непосредственный контакт с "неготовой, становящейся современностью" парадоксально сопровождается в романе регенерацией весьма архаических и отшлифованных многими веками культуры сюжетных стереотипов. Так рождается глубинное родство романа с архаическими формами фольклорно-мифологических сюжетов" (Лотман 1993, 95). На преемственность отдельных сюжетов и образов обращали внимание В.П. Адрианова-Перетц 1947, О.М. Фрейденберг 1936, А.М. Панченко и И.П. Смирнов 1971.






Стилистика XXI века | Рекомендации для организаторов учебных программ по женским и гендерным исследованиям | Подходы к исследованию произносительных особенностей дискурса | Лингвостилистическая норма в аспекте компьютерных технологий | Проблемы становления и развития женского движения в Германии в XIX в. | Список используемых источников | Особенности современной печатной рекламы (параграфемный аспект) | Участницы(ки) Тверской конференции | Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности | Тенденции развития средств современной русской публицистики | Слово Текст Язык | Референция в языке и тексте | Концепция народа и ее составляющие | Лексикостилистические процессы в языке литературы пореформенной России | Типы интер­текстуальных отношений | Смысл и концепт в аспекте системной организации | Двойственная природа концепта





0.042 секунд RW2