Вопросы о роли женщин в истории, литературе, аграрных и индустриальных обществах очень скоро потянули за собой более широкие вопросы о гендере как переменной - в психологии, социологии, антропологии, философии, - а также вопросы о распределении социальных ролей, власти, благ, вознаграждения за труд - в политике, экономике. Гендер как социологическое понятие понадобилось ввести для того, чтобы показать различие между биологическим полом (полом как "естеством") и полом как социальным конструктом, набором социально сконструированных ожиданий по поводу поведения, стремлений и желаний, которые, будучи порождены обществом и вложены в индивидуумов, могут быть изменены. Социолог Scott McNill: "Феминизм почувствовал себя как дома в социологии, потому что социология связана с социальным реформированием и общественными движениями. Но феминизм расширил проблематику социологии, желая исследовать, до какой степени гендер исторически конструируем, и желая привлечь более пристальное внимание к новым социологическим "фактам" - женщинам".
Центральным для феминистской науки, - отмечали социологи Джудит Стэйси и Барри Торн в социологическом обзоре (1985), - является убеждение в значении пола не только для понимания сфер, связанных со специфическим женским опытом…, но также для понимания классовой структуры, государства, социальных революций... Кроме того, ученые-феминисты внесли вклад в развитие новых исследований общества, организаций, занятости, криминологии, здоровья, стратификации, так как они начали изучать проблемы, прежде неоцененные; возродили исследования по проблемам материнства, домашней работы, репродукции, насилия, брака, развода.