Второй круг проблем методического характера, стоящих перед преподавателем, начинающим работу в сфере гендерного образования - это выбор оптимальных преподавательских тактик или методических приемов, реализуемых в процессе обучения студентов. Можно выделить следующие основные тактики, используемые преподавателями в системе гендерного образования: лекции, семинарские занятия, освоение гендерного знания в процессе выполнения конкретных практических заданий исследовательского плана, а также участие в занятиях тренингового типа. Преподаватели используют как традиционные, так и новаторские или смешанные методические приемы. В лекционную форму обучения можно включать элементы дискуссии, побуждаемой вопросами проблемного варианта, семинарские занятия можно построить как обсуждение гендерных статей и материалов проблемного характера. Для выполнения практических заданий студенты могут быть объединены в рабочие творческие группы, им предлагается выбрать гендерно-ориентированные темы исследований, например, "Образы мужчин и женщин СМИ (в популярной прессе, рекламе, кинофильмах, музыкальных передачах, школьных учебниках и др.)", "Формы досуга мужчин и женщин", "Гендерный анализ текстов молодежных песен" и др. Социально-психологические тренинги, посвященные гендерным проблемам пока являются наименее разработанной практикой в системе гендерного образования.
Выбор наиболее адекватной стратегии и тактики включения гендерной проблематики в систему вузовского образования определяется особенностями развития у преподавателя такого качества личности, как социальная рефлексия. Ведь преподавателю важно суметь оценить степень мотивационной и интеллектуальной готовности студенческой аудитории к восприятию информации гендерной направленности. Преподавателю необходимо понять, каким путем лучше двигаться, чтобы трансформировать антифеминистский культурный контекст, для которого характерно отождествление феминизма с мужененавистничеством, политической ангажированностью и гомосексуальной ориентацией. Поскольку гендерные образовательные программы идеологизированы, стратегии и тактики насильственного внедрения и интеграции гендерного знания в сознание слушателей, вероятно, окажутся непродуктивными. Желательным вариантом для преподавателя гендерных дисциплин будет являться стиль педагогической деятельности, соответствующий модели: "преподаватель - рефлектирующий практик". Идея этого стиля деятельности развивается в рамках движения "The reflective teacher". Сторонники этого движения стремятся разработать "эпистемологию практики", которая рассматривала бы работу профессионала как постоянное усилие по конструированию смысла в ситуациях с выраженной неопределенностью. Практик обладает молчаливым "знанием-в-действии", которое используется им часто бессознательно. Речь идет об особом типе рефлексии, связанной со способностью размышлять над тем, что ты делаешь, в тот момент, когда ты это делаешь. Попытки понять ситуацию через осуществляемые в ней действия приводят к ее глубоким изменениям, предполагающим, в свою очередь, изменение понимания ситуации и осуществляемых в ней действий. Постоянное переструктурирование ситуации может быть определено как "рефлексивный диалог" между практиком и присущей ситуации неопределенности.
в преподавание социальных и гу |
Первая, предполагает, что пре |
Второй круг проблем методичес |
Перед преподавателями, имеющи |
Вторая значимая задача в деят
Страница полностью Полная страница |