|
|
Сергей Рассадин
Тверской центр женской истории и гендерных исследований
Тверской государственный технический университет
Одним из самых ярких дискурсов современности, циркулирующим в поле рефлексии современности, является без сомнения "феминистский дискурс". Его идеологические, политические, правовые и прочие компоненты переопределяют и во многом задают реальность. Вскрывая природу данного типа дискурса, несомненно, можно обнаружить его истоки. Имплицитно содержащиеся в нём импульсы Просвещения и гегельянства отражают тот факт, что развитие "феминизма" как определённого движения мысли находится в основном русле европейской мысли. В качестве примера можно отметить вполне сознательное использование феминизмом (впрочем, наряду с марксизмом, экзистенциализмом и прочими "-измами") мифа одного из ярких антифеминистов-философов Гегеля о "рабе и господине". Способ выхода к "свободе", увиденный Гегелем, прекрасно ложится в феминистскую схему "освобождения женщины от угнетения". Данное положение "внебрачной дочери Просвещения", тем не менее, не освобождает феминизм от "врождённых пороков" всех "идеологических детей" Просвещения. Но, в отличие от, скажем, марксизма, феминизм смог предложить свой, весьма продуктивный способ устранения этих пороков и, соответственно, свой выход из кризиса 1970-х гг. Экспликация на социологическом, психологическом и культурном материалах определённых социокультурных установок сознания, фиксирующих в качестве единственно возможных доминирующие сегодня социополовые роли и стереотипы, выявление того факта, что их природа обусловлена процессом воспитания и весьма чётким способом задавать вполне определённую социальную реальность, позволили феминизму создать весьма плодотворный метод гендерного анализа (и в последующем - трансформации) доминирующей сегодня культуры.