Е. И. Голанова
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
массовая публичная коммуникация, публичный диалог, стилистика речевого жанра
Summary. This text considers some problems of modern communication and linguistic peculiarities of oral public dialogue.
1.1. Для языковой ситуации последних десятилетий ХХ века, отражающей новую общественнополитическую реальность России, характерна актуализация разных форм публичной речи, прежде всего - публичного диалога.
Основная прагматическая цель публичного диалога - получить в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через массмедиа для широкой публики. Целенаправленность этой информации, обращенность к "двойному" адресату, ориентация на массовую аудиторию - общие исходные позиции, которые определяют и ряд общих черт в языковом облике разных типов публичного диалога (формулы обращения и поддержания контакта, выбор языковых средств, экспрессивные приемы, типы связи репликвысказываний).
1.2. Коммуникативноречевое пространство публичного диалога (ПД) включает такие традиционные жанры, как "интервью", "беседа", "прессконференция", "круглый стол" и нек. др., широко представленные средствами массовой информации.
Значительные жанровостилистические различия этих типов ПД связаны с действием ряда коммуникативнопрагматических факторов: цель и тема диалога; ситуация, обстановка, в которой он происходит; социальный статус и языковая компетенция говорящих; вид массмедиа, канал информации (телевидение, радио или пресса).
Наиболее востребованным типом ПД в наши дни стал жанр интервью ("И"), выступающий в двух своих разновидностях - "И" звучащее и "И" печатное.
2.1. Современная публичная коммуникация создает новые типы текстовых структур, основанных лишь частично на диалоге, где нет четких границ между диалогическими и монологическими формами, где диалог может идти на фоне театральных вставок или музыкальных иллюстраций, как комментарий, как дополняющий и разъясняющий текст.
Появлению новых жанров и типов речи активно способствуют современные масс- медиа (ср., например, теледебаты и дискуссии, теле- и радиоигры с вопросами и ответами, телеобщение с "героями дня" и "героями дня без галстука", разноголосые токшоу).
2.2. Номинация "токшоу", соединяя в своей семантике два смысла - "разговор, диалог" и "представление, зрелище" - стала удобным обозначением большого круга медийных программ, от интерактивных игр до общественного обсуждения серьезных, актуальных проблем. Жанр токшоу занял свое место в общей системе массовой публичной коммуникации, которая, используя "технические завоевания", широко отражает "сложные формы речевого общения и взаимодействия и структурные своеобразия того общества, в котором она осуществляется" (В. В. Виноградов).
|