= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности = Понятие интертекста. Теория интер­текстуальности = Функции интертекста = Подходы к изучению интертекста = Механизмы интер­текстуальности = Типы интер­текстуальных отношений = Интертекст и тропы = Интер­текстуальность и массовая коммуникация = Список используемых источников

Дерябина Елена Проблема цит - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности

Дерябина Елена




Проблема цитации, интертекста, "чужого" слова в "своем" является в настоящее время одной из самых популярных, хотя и начала разрабатываться сравнительно недавно. Вплоть до 1960-х гг. цитирование не становилось предметом специального интереса в отечественном литературоведении. В то же время тема цитации подспудно присутствовала в целом ряде работ, посвященных проблеме художественных взаимосвязей и влияний, в трудах отечественных и зарубежных компаративистов. Однако ученые достаточно редко употребляли само слово "цитата" (или "реминисценция", "аллюзия"), предпочитая говорить о заимствованиях, образных и сюжетно-тематических перекличках, влияниях, намеках, полемической интерпретации мотива и т.д. Как правило, проблема цитирования затрагивалась исследователями лишь косвенно, для решения конкретных задач историко-литературного характера, а слова "цитата", "реминисценция", "аллюзия" употреблялись как служебные понятия, маркирующие факт наличия художественных связей между теми или иными произведениями.


Качественно новый этап осмысления проблемы в России пришелся на 1960-е годы, когда в активный читательский и литературоведческий оборот была введена поэзия рубежа веков, в особенности лирика акмеистов. Сначала на примерах творчества виднейших поэтов "серебряного века", а затем целого ряда других художников было показано, что цитата, аллюзия, любая форма литературной переклички - не частный, второстепенный элемент текста, а указание на существенную грань авторского замысла. Цитирование стало рассматриваться как принципиально важный прием художественного смыслообразования и одновременно апелляция к авторитетной, актуальной в глазах автора литературной традиции.





Можно ли говорить о мемуарном жанре? | Тезисы выступлений - 1 | Категория "гендер" в изучении истории русской литературы | Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации | Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности | Стилистическая система русского языка - 1 | Из фондов научной библиотеки ТвГУ: | Стилистика XXI века | Подходы к исследованию произносительных особенностей дискурса | Концепция народа и ее составляющие | Русский язык как средство международного общения | Референция художественного текста | Легитимация гендерного подхода в дисциплинах философского цикла | Интертекст и тропы | Смысл в диалектике субъект-объектных отношений | О риторической структуре текстов малого жанра | Интер­текстуальность и массовая коммуникация





0.030 секунд RW2