Будучи живым существом, народ находится на ранней стадии духовной эволюции, обладает темными инстинктами. Но от природы в нем заложено нравственное чувство, которое заставляет его искать правду, и чувство стыда, переживаемое, когда правду отыскать все же не удается. Термин состояние значительно чаще используется в негативной характеристике ранних этапов эволюции диких народов (ср. дикое, скотское состояние народа). Все предметы, события, существа обязаны быть частью целого и единого, и возрастать в непрерывном движении к совершенству. Состояние и положение народа в рамках данной концепции всегда оцениваются как бедственное, плохое, имеют значение разрушающей, тормозящей нравственное развитие инерции. Отсюда нравственное развитие народа - основной объект этой диалектики (ср. ограниченная нравственность н., умаление нравственности н., приращение нравственности н., аскетическая нравственность для н., собирательная нравственность н.).