Множественность и противоречивость концептуальной картины мира современной науки в сочетании с принципом исследовательского самоограничения принимаются за онтологическую основу познания в синергетике [9] - учении о взаимодействии и самоорганизации. Междисциплинарные исследования, использующие методы синергетики, позволяют по-новому оценить результаты открытий как в рамках естественнонаучного знания, так и в науках о человеке, обществе, поскольку синергетика "ищет общие принципы эволюции мира" ( Князева, Курдюмов 1994, 63).
В рамках синергетических исследований объектом естественнонаучного знания стали проблемы, традиционно изучаемые в гуманитарных науках (Пригожин, Стенгерс 1986b, Пригожин 1991). Модель языка в единстве структуры и динамики реконструируется в работе Р. Кехлера (Kohler 1993). Э. Янч в своей работе приводит оригинальную концепцию синтеза естественных и гуманитарных наук (Jantsch 1992). Г. Хакен исследует процессы мышления и восприятия (Haken 1988, 1991, 1996). Общие вопросы эволюции человечества и форм научного мышления исследуются в работах Н.Н. Моисеева (1987, 1989, 1990, 1993). Онтологическому и эпистемологическому осмыслению методов концептуального аппарата синергетики и его применению в гуманитарных дисциплинах посвящены работы Князевой (1991, 1993, 1994, 1995, 1997), С.П. Курдюмова (1991, 1993, 1997).
Развитие новой познавательной модели связано со становлением соответствующего концептуального аппарата. Язык синергетики кажется непроницаемым для ученых гуманитарного профиля, так как оперирует понятиями, пришедшими из естественнонаучного цикла. Однако первое впечатление обманчиво. Ряд идей синергетики, например таких, как динамичная структурность, открытость, нелинейность языковой системы, уже давно разрабатывается лингвистами и служит источником интересных гипотез. Формируя свой категориальный аппарат, синергетика пытается установить закономерности, отражающие специфику нового мировидения, поскольку, "в условиях нарастающих темпов изменений в мире, свидетелями которых мы являемся, трудно говорить о стационарных структурах, об устойчивых, неизменных образованиях как о чем-то лежащем в основе мироздания" (Курдюмов 1991, 166-167).
В конце эпохи "физиков" и "лир |
Множественность и противоречи |
Становлением и бытием языка к
Страница полностью Полная страница |