|
|
Становлением и бытием языка как средства общения и познания мира человек обязан самому миру, действительности, погруженной в язык во всей сложности и многообразии. Можно поэтому утверждать, что язык как средство познания мира содержит не только все, что уже познано, но и то, что еще предстоит познать, что развивается в еще неосознанных взаимосвязях языковой системы. Эта гипотеза подтверждается, например, на лексическом уровне, где слова, "отражая определенным образом те или иные "отрезки действительности" ... естественно, связаны между собой как взаимосвязанные и отражаемые ими явления самой действительности" (Шмелев 1973, 13). Наблюдение объекта в этом случае подсказывает и метод познания, поскольку, "благодаря этим "внеязыковым" связям слова объединяются в группы, которые можно назвать тематическими" (Там же. 13).
Объекты, традиционно изучаемые в рамках цикла гуманитарных дисциплин, например, язык, мышление, понимание, смысл, концепт, в терминах синергетики представляют собой открытые системы, существующие в нелинейной и неравновесной среде, обладающие иерархическими уровнями структурной организации.