Понятия функции и пропозиции, хотя и в несколько ином значении, сводятся в философском исследовании Ж. Делёза и Ф. Гваттари: "Предметом науки являются не концепты, а функции, реализующиеся в виде пропозиций в рамках дискурсивных систем" (Делёз, Гваттари 1998, 149). Отталкиваясь от работ Рассела и Фреге, но при этом, применяя теорию референции не к предложению, а к концепту , который может быть пропозициональным или философским и состоять как из одного, так и из некоторого множества элементов, Делёз и Гваттари следующим образом формулируют основные положения этой теории: "Отношением к переменной или независимому аргументу пропозициональной функции определяется референция пропозиции, или истинностное значение функции ("истина" и "ложь") по отношению к аргументу: Жан - человек, а Билл - кот… Множество истинностных значений некоторой функции, которыми определяются истинные утвердительные пропозиции, образуют экстенсионал концепта; объекты концепта занимают место переменных или аргументов пропозициональной функции, при которых пропозиция является истинной, то есть его референция - непустой. <…> Но следует еще зафиксировать предпосылки референции, задающие те пределы и интервалы, в которых переменная входит в истинностную пропозицию: Х есть человек, Жан есть человек, потому что он то-то и то-то сделал, потому что он так-то выглядит… Подобные предпосылки референции образуют не содержание концепта, а его интенсионал. Это логические представления и описания, интервалы, потенциалы или "возможные миры", как называют их логики <…>. Например, для концепта с одним элементом - концептом Наполеона I - интенсионалом будут "победитель при Йене", "побежденный при Ватерлоо"… Ясно, что никакое различие в природе не отделяет здесь интенсионал от экстенсионала, поскольку они оба имеют касательство к референции, только интенсионал составляет предпосылку референции и образует эндореференцию пропозиции, а экстенсионал образует ее экзореференцию" (Делёз, Гваттари 1998, 173-174).
|