|
|
П. Зиман строит анализ стихотворений О. Мандельштама с учетом возникающих в стихотворении референциальных отношений, так называемых "frames of reference" (Zeeman 1985, 257-298). Под этим термином Зиман вслед за Б. Хрушовским понимает "любой континуум из двух и более референтов, к которому части текста или их интерпретации могут относиться: непосредственно отсылая или просто упоминая и намекая" (Hrushovski 1984a, 12). В качестве референта, как считает исследователь, может выступать практически все, на что способно привлечь к себе внимание: предметы, люди, качества, факты, ситуации, события, идеи и т.п. (Zeeman 1985, 260). Рассмотрение референциальных связей художественного произведения с учетом определяющих референты контекстов ("frames of reference"), которые, в свою очередь, могут быть конкретными или абстрактными, материальными или фикциональными, гипотетическими и т.п. (там же, 261), обусловливает поиск референтов не на уровне слов, а на уровне дискурса. Как отмечает И. Кросман, "референция имеет место в ситуации или контексте" (Crosman 1983, 89).
Обращает на себя внимание неодноуровневый характер референциальных рамок ("frames of reference"), выстраиваемых исследователями вокруг художественного произведения. С легкой руки Б. Хрушовского, предложившего теоретическую модель перехода от референции на поверхностном уровне текста к референции на уровне глубинной текстовой структуры (так называемую "'Double-Decker' Model of Reference in Literature") (Harsaw/Hrushovski 1984b), во многих исследованиях, в частности, в работах Зимана о Мандельштаме, различаются референты первого уровня, которые предстают большей частью как конкретно-чувственные объекты, и второго уровня - более абстрактные референты, скрывающиеся за конкретно-чувственными образами и отсылающие к социально-политической, культурной, религиозной, философской областям (Zeeman 1985, 278-279) .