![]() |
|
![]() |
|
Изучение смысла как динамичной системы, организованной на основе гибких концептуальных структур, оправдано диалектикой субъект-объектных отношений в рамках постнеклассической познавательной модели: человек в процессе познания "находится не вне изучаемого объекта, а внутри него. Он всегда лишь часть, познающее целое" (Моисеев 1993, 65), из чего логически следует и транссубъективность метода познания современного науки: "в объектах нашего знания мы находим самих себя, и, следовательно, ученый сам является источником тех универсальных законов, которые он открывает в природе" (Пригожин, Стенгерс 1986a, 136). Процесс понимания, восприятия, мышления развивается в диалектике смысловых полей говорящего и слушающего, субъекта и объекта познания, текста как адресанта и читателя как адресата. Сложность задачи лингвиста состоит в том, что, исследуя смысл текста, он исследует и самого себя.
Единство познающего и познаваемого особенно ярко проявляется в слове, в котором разрешается познавательный процесс, сливаются и уравновешиваются две энергии - реальности и познающего субъекта: "слово - есть онтологическая изотропа", совмещающая познающего и познаваемого (Флоренский 1990, 17). Вместе с тем абсолютная передача мысли оказывается невозможной, поскольку невозможно совпадение смысловых полей "замкнутых в себе личностей" (Потебня 1990, 137). Поэтому осмысляющее чтение текста связывается с процессом производства его конвариантной копии: сознание, интерсубъективные механизмы сообщества редуплицируют смыслы, понятия представления (Тищенко 1997). Это утверждение подтверждается и современными разработками нейрофизиологии, например, в голографической концепции Карла Прибрама. Мозг с помощью нежестких механизмов формирует центры восприятия не путем их жесткого задания, а в процессе итераций (научения), что и позволяет воспроизвести модель работы сознания на основе взаимоотношений голографически организованных реальностей. Мозг непрерывно редуплицирует - сворачивает и разворачивает устойчивые связи, ассоциации, результаты обучения, производя этим самым распознание образов, формируя, самоорганизовывая устойчивые рефлексивные сети (Прибрам 1989, 135). Процессу редупликации обязаны своим становлением и бытием и логические и художественные концепты, поскольку он в равной мере имеет свои основания как в сознании, так и в бессознательном. Процесс редупликации есть реализация индивидуальной творческой потенции человека. Соотношение же индивидуального и коллективного в структуре концепта объясняет его архетипическую природу.