|
|
Хотя в исследованиях и преподавании наблюдаются различия, противоречия и конфликты теоретических и методологических подходов, формируется, говоря словами Т.Куна, "парадигма" гендерного сообщества. В науке, - пишет Т.Кун, "с первым принятием парадигмы связаны создание специальных журналов, организация научных обществ, требования о выделении специального курса в академическом образовании" . Исследователю "уже не приходится начинать с исходных принципов и оправдывать введение каждого нового понятия" - что такое "гендер" стало известным далеко за пределами гендерного сообщества. "Парадигма - это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму" . Несмотря на различия в интерпретациях понятия "гендер", состояния гендерных отношений в России, применимости западных концептов для анализа и пр., а также различия в образовании и профессиональных навыках, гендерное сообщество уже имеет собственный предмет исследования, налаженную систему формальной и неформальной академической коммуникации, т.е. оно сформировало свои научные границы и выделилось как самостоятельная исследовательская область. Возникла и утвердила себя новая для России парадигма социального знания - гендерные исследования.
При этом данное научное сообщество состоит из представителей разных дисциплин, которые всегда принадлежат и к другим научным сообществам. Поэтому они не только формирует "автономную" парадигму, основные принципы которой уже не требуют доказательства среди сторонников. Сообщество заинтересовано и в своей более широкой легитимации в исследовательском поле современности. В широком дискурсивном поле социального знания гендерная тематика до сих пор занимает маргинальное положение, оценивается зачастую как неактуальная и ненаучная. Поэтому вырабатываются стратегии "включения" в "большое" сообщество в рамках отдельных дисциплин, которое далеко не всегда готово заинтересоваться положением полов в обществе, темами сексуальности, женских опытов и дискриминации, женского письма и истории. Гораздо комфортнее исследователь чувствует себя в узком кругу сообщников, ибо за его пределами приходится не столько представлять научной общественности результаты своих исследований, сколько доказывать правомерность "гендерной" постановки научных вопросов. Соответственно приходится говорить "на другом", понятном гораздо более широкому кругу лиц, языке, оппонировать тезисам об избыточной идеологичности, чрезмерном западничестве, а зачастую и вполне патриархатным тезисам.