|
|
Анна Темкина
Европейский университет в Санкт-Петербурге
1999-2000 годы стали периодом своего рода дискурсивного бума в области гендерной тематики. Выходят специализированные выпуски научных журналов по общественным наукам, посвященные гендерным исследованиям, антологии феминистских переводов, хрестоматии, справочники, периодический журнал "Гендерные исследования" (Харьков), альманах "Гендерные тетради" (С.Петербург), создаются базы данных, растет число учебных курсов и исследовательских проектов, постоянно расширяются дисциплинарные рамки и география исследований . Традицией стало проведение летних школ, секция "Гендерные проблемы в современном обществе" включена в программу Первого Всероссийского социологического конгресса. Исследования гендерных отношений становится составляющей социальных и гуманитарных наук, востребуются в системе высшего образования и в научном сообществе.
В настоящее время можно говорить о том, что произошло формирование сообщества гендерных исследований. В преподавании и исследованиях используются ресурсы существующих институтов, одновременно создаются новые институциональные и неиерхаизированные сетевые формы, успешно осуществляется поиск новых ресурсов. В формальные и неформальные сети включены многие исследователи и преподаватели, которые знакомятся с публикациями друг друга, рецензируют работы, вступают в открытый дебат (публичным пространством для этого дебата является главным образом журнал "Гендерные исследования"), участвуют в конференциях по гендерной тематике и совместных проектах, читают лекции по приглашению друг друга. Летние школы постоянно вовлекают новых участников, которые осваивают актуальные исследовательские подходы и проблемы. Данная тематика получает признание на уровне защит магистерских, кандидатских и докторских диссертаций. Постепенно формируется "список" той классической и современной литературы, которая должна быть освоена студентами, т.е. происходит формирование знания, разделяемого всеми, уже не требующего постоянного доказательства. На это знание сформировался спрос в студенческих аудиториях, соответственно, растет число заинтересованных лиц в данной тематике. Включение нового поколения исследователей-преподавателей и создание традиции позволяет пополнить силы во многом "истощенного" первого поколения, "раскручивавшего" гендерную тематику в эпоху ее нелегитимности с начала 90-х годов. Развитие преподавания свидетельствует о том, что формируется поколение специалистов, которые до определенной степени "получают сходное образование и профессиональные навыки, в процессе обучения они усваивают одну и ту же учебную литературу и извлекают из нее одни и те же уроки" .