= Слово Текст Язык = Прикладная лингвистика = Сервис = Карта сайта < Прикладная лингвистика < Интертекст, его значимость для коммуниканта и языковой общности < Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации < Конференции = Конференции = Стилистическая система русского языка - 1 = Стилистическая система русского языка - 2 = Стилистическая система русского языка - 3 = Гендерные методы в преподавании < Стилистическая система русского языка - 3 < Стилистика XXI века < Об эволюции в системе жанров современной русской газеты < Русский язык и Московский университет < Проблема нормы в современной устной научной речи < Жанр извинения в русской речи < Частицы как показатель специфики внутринациональных речевых культур < Английский в сетях русского: интерференция в компьютерном жаргоне < Современное русское просторечие как динамическая система < Подходы к исследованию произносительных особенностей дискурса < Что такое разговорный диалог? < Рассказывание анекдота как русский лингвоспецифичный речевой жанр < Народно-литературные афоризмы как особый жанр современной русской речи

и т. д. Отмечается, что РР об - Стилистическая система русского языка - 3 - Конференции - Прикладная лингвистика - Слово Текст Язык

Подходы к исследованию произносительных особенностей дискурса


и т. д. Отмечается, что РР обычно составляет основную часть речевой деятельности человека. Она может быть использована в разных ситуациях общения, при ее изучении необходимо учитывать и лингвистические, и экстралингвистические факторы [Фонетика…]. Среди последних выделяются: социолингвистический аспект, невербальные средства, обстановка речи, индивидуальные особенности голоса собеседников, их манера говорить, психические черты говорящего. С этими факторами связаны лингвистические фонетические характеристики (темп, ритмика, синтагматическое членение и др.). РР отличается от "организованных" типов речи и тем, что переход в разговоре от "обиходнобытовой" тематики к специальной (в той или иной мере в зависимости от обстановки, важности для говорящих обсуждаемых вопросов и т. п.) способствует изменению характера разговорности, причем переход не требует стилистической мотивировки и не связан с задачами композиционного построения речи [Земская 1973]. По существу РР "многослойна" и в известном смысле "многостильна".


В сознании говорящего существует представление о том, как надо сказать в той или иной ситуации - это некое представление о норме (речевом поведении в различных ситуациях).


С учетом сказанного выше о специфике РР предпочтительным для ее изучения является рассмотрение РР как дискурса, куда помимо текста включаются условия, в которых он реализуется. Наше понимание дискурса близко к его пониманию социологами: "Для социальной коммуникации важно, что в дискурсе отражены не только языковые формы высказываний, но содержится и оценочная информация, личностные и социальные характеристики коммуникантов, их фоновые знания, имплицируется коммуникативная сфера и социальная ситуация" [Конецкая]. Соответственно, различные соотношения экстралингвистических факторов ведут к появлению разных вариантов текстов. Поэтому можно говорить о том, что социальные и личностные характеристики коммуникантов (адресанта и адресата), а также непосредственные условия, в которых протекает общение, будут определять выбор того или иного варианта речи. При этом особый интерес представляет выявление экстралингвистических факторов, определяющих выбор просодического эталона.





Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации | Смысл в диалектике субъект-объектных отношений | Экспрессивные формы обращения в аспекте русской разговорной речи | Тезисы выступлений - 3 | Свойства смысла и концепта в терминах теории самоорганизации | Конференции | Гендерные исследования как парадигма научного сообщества | Приложения | Стилистическая система русского языка - 2 | Прикладная лингвистика | Что такое разговорный диалог? | Интер­текстуальность и массовая коммуникация | Категория "гендер" в изучении истории русской литературы | Механизмы интер­текстуальности | Подходы к изучению интертекста | Социальное и профессиональное в речи "новых русских" | Проблема интеграции гендерных исследований в преподавание правовых дисциплин





0.029 секунд RW2